Дети с повышенными потребностями оценили готовность учебных заведений принять «особенных» студентов

9 апреля

В преддверии старта приемной кампании у абитуриентов и их родителей возникает масса вопросов не только об учебных программах и курсах, но и об условиях проживания, о комфорте, быте и безопасности. Особенно эти вопросы волнуют семьи, где есть школьники с ограниченными возможностями здоровья.

Колледж осуществляет подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в сфере информационных технологий, энергетики и транспорта, дорожно-строительной отрасли, лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. И презентация учебного заведения на столько впечатлила ребят, что некоторые уже решили продолжить свое образование и получить профессии программистов или системных администраторов именно в этом колледже.

Следующим этапом профориентационной работы стала поездка в Северодвинск. Ребят и их родителей ждал теплый и дружественный прием в Техникуме строительства, дизайна и технологии. Школьникам не только подробно и красочно рассказали о работе техникума, но и провели для желающих четыре мастер-класса по разным направлениям: «Моделирование и технология швейных изделий», «Электромонтажник и особенности его работы», «Столярное и мебельное производство» и «Отделочные строительные работы». Возможности техникума достаточно хороши для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, поэтому многим ребятам понравились условия обучения, проживания и даже проезда к месту учебы.

Учеба без ограничений

В настоящее время в САФУ имени М. В. Ломоносова обеспечение условий для инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности. В университете созданы все условия для «особых» студентов. Для таких молодых людей в учебных корпусах организована безбарьерная среда.

По словам заместителя директора Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Светланы Булановой, в университете работает Ресурсный центр инклюзивного образования. Специалисты осуществляют сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе. Центр располагает самым современным оборудованием для студентов, имеющих нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. В Центре представлены специализированная мебель, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки.

Для обучающихся с нарушениями зрения в Центре имеется тифлотехника, включающая лупы, видеоувеличители, тифлокомпьютер, тифлопринтер, брайлевские дисплеи, читающую и сканирующую машинку, портативный тифлоплеер. Вся эта техника помогает адаптировать зрительную информацию и делает ее доступной для слепых и слабовидящих. Также в центре имеется такое инновационное оборудование, как сенсорный напольный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму.

В прошлом году обучение в высшей школе психологии, педагогики и физической культуры успешно закончила обучение студентка, имевшая серьезные нарушения зрения. Весь период обучения она готовилась к занятиям в Ресурсном центре инклюзивного образования, свою выпускную квалификационную работу студентка писала, используя тифлокомпьютер и брайлевский дисплей.

В этом учебном году на первом курсе Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры обучается Есения Лопатина — иногородняя студентка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающаяся на коляске. Для нее оборудовано помещение для проживания в студенческом общежитии, учебные занятия студенческой группы проходят в аудиториях Интеллектуальном центре — научной библиотеке имени Е. И. Овсянкина, где существуют условия для свободного передвижения на коляске.

О том, как учится и живет «особая» студентка мы узнали у нее самой.

«Хочу помогать людям»

Симпатичная девушка с живыми умными глазами — студентка первого курса факультета психологии Есения Лопатина из Няндомы. После травмы еще школьницей она лишилась возможности ходить. Аттестат получила, находясь на домашнем обучении, но профессию твердо решила освоить очно, в аудиториях вуза, как обычный студент.

— В общежитии для меня созданы просто шикарные условия, — рассказывает Есения. — У меня отдельный вход с пандусом, отдельные кухня и туалет, просторная комната, везде можно проехать. Живу я с сестрой, правда, она пока еще учится в колледже, но руководство университета, учитывая ситуацию, пошло нам на встречу и поселило вместе. Учебные аудитории у нас в библиотеке САФУ, где все предусмотрено для передвижения на коляске, и общежитие рядом — все удобно.

Таким, как Есения, в основном предлагают либо заочную форму обучения, либо дистанционную по Интернету. Но в САФУ созданы условия, позволяющие людям с ограниченными возможностями быть наравне с обычными студентами.

— Я, как и все, приехала в приемную комиссию, заполнила заявление и получила возможность учиться. Первые полгода, пока переоборудовалось общежитие, я обучалась дистанционно, а с января — уже как студентка дневного отделения. И мне, конечно, это очень нравится!

Есения всегда хотела быть психологом, желание родилось еще до несчастного случая. А в тот момент, когда, как говорит сама девушка, «попала в коляску», ей не довелось поговорить с психологом, приходилось самой выходить из ситуации, перебарывать себя.

— Хочется помогать людям, рассказывать, что инвалидность — не приговор, все будет хорошо, главное действовать и продолжать жить дальше. У нас скоро предстоит практика, и я буду проходить ее в коррекционном центре — даже в этом случае преподаватели помогли мне, нашли подходящее место для прохождении практики.

Есения Лопатина ведет обычную для студентов жизнь — занимается спортом и… танцами! Чем очень радует своих родных. Хотя мама изначально была против того, чтобы девушка покидала родную Няндому.

— Мама говорила: «Ты что, с ума сошла?» — с улыбкой вспоминает Есения. — Не думали, что получится, но я была уверена в своих силах. Уже потом, когда приехали сюда, и мама посмотрела на условия, в которых меня оставляет, она сказала: «Хорошо, учись!»

А учится Есения Лопатина действительно хорошо — первая сессия сдана без троек!

https://narfu.ru/life/news/university/310292/