В САФУ открывается программа подготовки специалистов для работы с детьми-аутистами

9 апреля

О том, почему открытие такой магистерской программы стало необходимостью и какие проекты легли в ее основу, рассказали директор высшей школы Наталья Флотская и заместитель директора Светлана Буланова. Согласно данным медицинских исследований, за последние десять лет количество детей с расстройством аутистического спектра (РАС) существенно выросло. По определению Всемирной организации здравоохранения, РАС — это общее расстройство развития со стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. Рост числа детей с РАС заставил общественность и специалистов обратить внимание на этот феномен, и сейчас появляются государственные фонды, общественные и частные проекты, направленные на решение медицинских, психологических и педагогических задач сопровождения таких детей.

Однако узких специалистов, имеющих профильную подготовку в этой сфере деятельности, в нашем регионе, как и во многих других регионах России, очень не хватает. С незрячими детьми работает тифлопедагог, с детьми с нарушениями слуха — сурдопедагог, а специальные образовательные программы подготовки педагогов для работы с детьми с РАС практически отсутствуют. Общественное внимание к этой проблеме и запрос родителей детей с РАС определили необходимость создания новой магистерской программы обучения.

«Среди людей с аутизмом есть те, которые имеют специфические навыки: они погружены в себя и часто в чем-то гениальны, как, например, в фильме „Человек дождя“. В массовом сознании закрепился такой образ. Но подобные герою фильма люди составляют всего лишь небольшую часть. Две трети детей с РАС требуют сопровождения всю свою жизнь, потому что часто аутизм проявляется вместе с поведенческими нарушениями, нарушениями интеллекта», — рассказывает Светлана Юрьевна.

На уровне бакалавриата студенты Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» осваивают дисциплины, которые включают характеристику расстройства аутистического спектра как вида заболевания и методику работы с такими детьми. В 2015 году сотрудники ВШППиФК реализовывали проект по заказу Министерства образования и науки Архангельской области «Оказание услуг по организации мероприятий в целях корректировки развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра».

«На базе Ресурсного центра инклюзивного образования университета мы проводили занятия с родителями и детьми по психолого-педагогической диагностике и индивидуальному развитию ребенка, консультации для родителей. В помощь родителям было создано пособие „Расстройства аутистического спектра у детей“. Для реализации проекта мы привлекали специалистов-практиков из Центра „Леда“, Общества помощи аутичным детям „Ангел“, Территориальной психо-медико-педагогической комиссии и Архангельского детского дома № 2», — пояснила Наталья Юрьевна.

Второй проект для педагогов и родителей, воспитывающих детей с РАС, — «Ты не один!» — был реализован в 2017 году. Обобщив практический опыт предыдущего проекта, ВШППиФК подготовила своих преподавателей. В проекте «Ты не один!» уже сотрудники университета стали ведущими специалистами, владеющими теоретическими знаниями и практическими методиками работы с детьми с РАС и их родителями.

В проекте «Ты не один!» было проведено 85 занятий для родителей, имеющих детей с РАС. Основной задачей этих занятий стало обучение взрослых навыкам и приемам взаимодействия с собственным ребенком. Родители осваивали правила поведения в различных ситуациях, учились понимать потребности ребенка, разбирались, как включать его во взаимодействие с окружающим миром.

«В программе „Ты не один!“ специалисты провели занятия по разным аспектам развития и социализации детей с РАС. Доцент кафедры психологии Татьяна Булыгина провела серию практикумов по профилактике эмоционального выгорания, после которых были получены очень хорошие отзывы родителей. Доценты Галина Градова и Елена Шлай проводили практикумы по развитию речи и коммуникативных навыков. Лариса Мочалова, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, учила детей и родителей взаимодействовать между собой, проводила ролевые игры. Также в рамках реализации проекта к нам приезжали специалисты из Москвы, например, член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова. Студенты ВШППиФК направления подготовки „Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)“ организовали для детей с РАС спортивный праздник с выездом в Бабонегово», — рассказала Наталья Юрьевна.

Результаты проектов еще раз убедили специалистов в том, что проблема организации работы с такими детьми — насущная и серьезная, что нужно готовить профильных специалистов. Поэтому в Высшей школе педагогики, психологии и физической культуры в этом году разработали новую магистерскую программу «Образование лиц с эмоциональными и поведенческими нарушениями», в которой сделан акцент именно на работе с детьми с РАС. Это программа подготовки дефектологов уникальна для России, потому что она охватывает широкий круг сопутствующих аутизму расстройств.

«Практикующие коррекционные педагоги и студенты-бакалавры смогут получить современные знания и повысить свою квалификацию. Главная цель создания такой магистерской программы — обеспечить не только Архангельскую область, но и другие регионы дефектологами, владеющими актуальными знаниями и современными методиками, поэтому мы ждем заинтересованных абитуриентов и из других городов и областей РФ», — подытожила директор высшей школы.

https://narfu.ru/life/news/university/310213/