Проект закона о дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей принят областным Собранием в первом чтении

27 июня 2019 года

Он предусматривает изменения в два областных закона – «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» и «Об административных правонарушениях». 


Проект направлен на совершенствование защиты нравственности и здоровья детей. В этих целях он решает несколько задач. 

Категории мест, где запрещено пребывание детей
Первая из задач связана с определением мест, в которых запрещено пребывание детей независимо от времени дня, а также мест, в которых запрещено пребывание детей в ночное время без сопровождения законных представителей и иных уполномоченных лиц. 

Концепция действующей редакции областного закона не предусматривает установление иных мест, в которых не допускается нахождение детей, кроме мест, определенных федеральном законом. Это обусловлено тем, что на момент его принятия в декабре 2009 года отсутствовала практика по определению таких мест.

Областной закон предоставил право определять места, где не допускается нахождение детей, органам местного самоуправления. В каждом муниципалитете установлены свои места, куда не допускаются дети.

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, такой подход не оправдал себя. В муниципалитетах – большое разнообразие подходов. Какие-либо единые подходы в части установления таких мест отсутствуют. 

Во многих муниципалитетах такие места утверждены в 2010 году и после этого не пересматривались и не конкретизировались. Отдельные муниципалитеты определили конкретный перечень мест, который за последние годы существенно изменился.

Законопроектом вводится единый порядок определения указанных мест. 

К примеру, к таким местам дополнительно отнесены помещения для курения кальяна, места реализации электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, места предоставления услуг с применением электронных систем доставки никотина. 

Это компьютерные клубы, интернет-кафе, где отсутствует специальное программное обеспечение, ограничивающее доступ детей к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. 

Также это букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок.

В ходе экспертного обсуждения таких мест в указанный перечень были включены здания и сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, а также здания, строения и сооружения, строительство которых не завершено. Это обусловлено трагическими случаями со смертельным исходом детей, которые ежегодно случаются в области. Последние примеры тому – в городе Архангельске в конце мая текущего года юноша погиб на прогулке по недостроенному зданию, в начале июня под Плесецком обрушившаяся стена бесхозного здания насмерть придавила ребёнка. 

Также в перечень запрещенных для пребывания детей включены крыши, технические этажи, чердаки и подвалы зданий и сооружений, котельные, дымовые трубы котельных и иных конструкций дымо- и газоудаления, тепловые сети, канализационные коллекторы, трансформаторные и иные подстанции, водозаборные и очистные сооружения, мачты и опоры осветительной сети, антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи.

Запрещено пребывание детей на свалках, полигонах по обезвреживанию и (или) захоронению промышленных и (или) бытовых отходов, территориях складирования лесоматериалов. Например, в конце апреля в поселке Плесецк шестилетняя девочка получила смертельные травмы во время прогулки по неогороженной территории, где были сложены бревна, они скатились и придавили ребенка.

Расширен перечень мест, в которых не допускается нахождение детей в ночное время без сопровождения взрослых. Это кладбища, розничные рынки, водные объекты и их береговые полосы, железнодорожные пути, аэропорты, гаражные кооперативы, бани и сауны.

Указанный перечень мест одобрены комиссией по вопросам защиты нравственности и здоровья детей. За органами местного самоуправления сохраняется право определять иные места, где не допускается нахождение детей. 

Уточняется ночное время, в которое запрещается пребывание детей в общественных местах 
Вторая задача связана с дифференциацией возраста, при наступлении которого гражданин не вправе находиться в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей.

Сейчас такой запрет распространяется только на несовершеннолетних в возрасте до 16 лет – с 22 часов до 6 часов в период с 1 октября по 30 апреля и с 23 часов до 6 часов в период с 1 мая по 30 сентября. Он сохраняется законопроектом. 

Также вводятся ограничения для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет – с 23 часов до 6 часов в период с 1 октября по 30 апреля и с 24 часов до 6 часов в период с 1 мая по 30 сентября. 

Как пояснил Игорь Андреечев, такой подход поддержан прокуратурой области, областным Управлением МВД России и комиссиями по делам несовершеннолетних. Причиной увеличения возраста, когда запрещено пребывание несовершеннолетних, связано со значительным числом преступлений, совершаемых в ночное время в отношении несовершеннолетних. Необходимая информация в этой части была представлена в подготовленных материалах к законопроекту. 

Информирование о недопустимости нахождения детей в запрещенных для них местах
Третья задача – это введение в областном законе четкой процедуры информирования о недопустимости нахождения детей в запрещенных для них местах. 

В первую очередь – это большая забота со стороны родителей и иных законных представителей детей. 

В областном законе информирование о введенных запретах и ограничениях возлагается на участников (органы и учреждения) системы профилактики правонарушений несовершеннолетних – образовательные организации, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, молодежные учреждения и так далее. Как отметил Игорь Андреечев, они должны информировать как самих детей, так и их родителей, и иных законных представителей, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. 

Хозяйствующие субъекты в случае нахождения детей в таких местах должны предложить им покинуть их. Они также размещают в принадлежащих им объектах информацию о запрете нахождения на данных территориях детей. Такая информация должна быть доведена в наглядной и доступной форме, в том числе – путем ее размещения на информационных стендах, устанавливаемых при входе на объекты, на территорию, помещения, а также на самих таких объектах, территориях, помещениях. Состав информации должен быть определен постановлением министерства образования и науки области. 

Законом вводится административная ответственность за нарушение такой обязанности. Введение административной ответственности позволит обеспечить реализацию данных положений законопроекта на практике. 

Действующей редакцией областного закона установлена обязанность хозяйствующих субъектов, обнаруживших детей на принадлежащих им объектах, где запрещается нахождение ребенка, о незамедлительном уведомлении органов внутренних дел о факте нахождения ребенка в таком месте. 

Учитывая отсутствие ответственности за неисполнение такой обязанности как на федеральном, так и на областном уровнях, законопроектом предлагается за неисполнение указанной обязанности предусмотреть административную ответственность.

Еще одна задача проекта связана с изменением федерального законодательства. Это Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 93-ФЗ. Правительство области определяет населенные пункты, где допускается распространение информации, запрещенной для детей на расстоянии менее чем сто метров от детских организаций.

Второе чтение данного законопроекта пройдет на очередной сессии областного Собрания – уже после парламентских каникул в сентябре. 

 

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области