Конкуренция и СО НКО: место третьего сектора в госполитике по развитию конкурентной среды
Вопросы, связанные с темой доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, стали одной из тем, которые обсуждались на заседании Госсовета, посвященном развитию конкуренции.
Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов предложил утвердить специальные перечни товаров, работ и услуг, закупка которых для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться только у субъектов малого бизнеса и только по прямым договорам, и предусмотреть специальный перечень услуг, который будет закупаться только у социально ориентированных некоммерческих организаций.
Бречалов подчеркнул, что одни из главных проблем на региональных рынках на сегодняшний день — это «засилье государственных и муниципальных предприятий», государственная монополизация экономики и неготовность государственных заказчиков работать с малым бизнесом, тогда как Национальный план развития конкуренции предполагает двукратное увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются субъекты малого бизнеса и СО НКО по сравнению с 2017 годом.
Несмотря на то, что негосударственные организации были допущены к оказанию социальных услуг населению, преимущество в части бюджетного финансирования по‑прежнему остается за региональными государственными структурами, заявил руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
«Если посмотреть на тарифы, по которым социальные службы оказывают соответствующие услуги, то в одних случаях они бывают достаточными, в том числе и для привлечения негосударственных структур, а в других — нет. Часто реальные издержки НКО превышают тарифы от двух до шести раз. Если сбалансировать тарифы, то перспектива создания конкурентного рынка социальных услуг, конечно же, есть, надо лишь устранить правовые, экономические, организационные и административные барьеры, препятствующие вхождению на этот рынок новых поставщиков», — подчеркнул Миронов.
Лидер «Справедливой России» предложил перевести в автономные некоммерческие организации все бюджетно-социальные учреждения. Таким образом, по мнению Миронова, можно обеспечить равную конкуренцию с НКО, коммерческими структурами и индивидуальными предпринимателями: «Уверен, что НКО привнесут на этот рынок социальную ответственность и порядочность, а коммерческие структуры в свою очередь — конкурентность, деловитость, организованность и технологичность».
Тарифы разнятся в десятки раз от региона к региону, говорит генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева: «Например, на социальную услугу, на покупку лекарств в Москве тариф — 250 рублей. В других регионах он может быть в десять раз меньше. И безусловно, ни НКО, ни частный оператор не придет на этот рынок».
Она подчеркнула, что есть примеры, разработанные совместно с рядом федеральных министерств по внедрению новых механизмов финансирования: инфраструктурная ипотека, сертификаты и различные компенсационные форматы, которые успешно работают в ряде регионов. Чупшева предложила внедрять в субъектах РФ лучшие практики в рамках стандарта развития конкуренции.
Для каждого региона будут определены конкретные цифровые показатели, внедрение которых должно положительно повлиять на развитие конкуренции, считает руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. «Впервые предлагается показатель в 10% в самых таких серьезных вопросах социальной сферы, как, например, рынок социальных услуг инвалидам и престарелым гражданам. Нужно достигнуть показателя в 10%. И отдать, наверное, эти рабочие места и финансовые ресурсы прежде всего организациям так называемого третьего сектора, о чем уже говорилось сегодня», — заявил он.
В январе 2018 года Совет по вопросам попечительства в социальной сфере оценил ход выполнения комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. В совете констатировали, что часть положений комплекса мер остаются невыполненными.