Активное поколение: Танцы для детей, которые привыкли постоянно прятаться
«Внимание, розыск! Если вам 50+ и вы не хотите скучать в четырех стенах, значит, мы ищем именно вас» - такое объявление размещено на страничке хореографа Марины Зайцевой, уже пять лет занимающейся танцами с особенными детьми в студии «Дежа вю».
Плюс позитив
Уникальный для Вологодской области проект сотрудничества пожилых людей и детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется по инициативе фонда «Земля Вологодская»: «солнечные» дети будут учиться танцевать и познавать мир с наставниками «золотого» возраста.
Суть проекта «Инклюзив = позитив» - в том, чтобы привлечь активных пенсионеров к совместным занятиям танцами с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Танцевальная студия - одно из немногих «окошек» в жизнь для таких ребят: здесь они живут, учатся, преодолевают свои страхи и «не могу», чтобы, выйдя на большую сцену, дарить людям радость своим творчеством.
- Я уверена, что в сердцах людей «золотого» возраста таится неисчерпаемый источник любви и нерастраченной энергии, которыми они могут поделиться в этом проекте, - говорит Марина Зайцева. - Нередко люди, выпавшие из привычного ритма «дом-работа-дом» после выхода на пенсию, теряются, оказавшись в четырех стенах. И это для них возможность ощутить себя нужными, важными, могущими творить и вдохновлять. Уметь танцевать вовсе не обязательно для этого проекта: мы всему научим с нуля. Важнее просто хотеть поделиться своими заботой и поддержкой: они для наших «особенных» детей - на вес золота. В любом случае у любого взрослого больше опыта и лучше память, чем у моих деток. А для них это та ниточка, держась за которую они могут выйти «к людям».
Почему бы и... да?
Среди участников танцевальной студии наряду со здоровыми детьми - дети с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, артритом. Танец для них - возможность глотнуть воздуха свободы и творчества, опровергнуть все клише и мифы о том, что они «не такие, как все».
Сама Марина Зайцева впервые столкнулась с особыми ребятами во время подготовки одной из выставок в рамках деятельности Фонда поддержки гражданских инициатив: дети с ОВЗ готовили поделки и рисунки. И, когда на церемонии награждения один мальчик, не сдержав своих чувств, крепко обнял ее, сердце откликнулось:
«А почему бы… не научить этих детей танцевать? Ведь я хореограф!» Это решение стало для Марины Валентиновны вторым возвращением в профессию.
Первые занятия с особенными детьми стали для педагога настоящей школой взаимопонимания: приходилось искать свою дорожку к каждому, раскрепощать, вовлекать в группу, дисциплинировать.
- Поначалу даже выстроить их в линию было непросто, - рассказывает хореограф. - Тем ценнее то, что они делают на сцене теперь: прогресс налицо!
Маленьких историй преодоления за эти годы накопилось немало… Девочка-аутист, которая на первых порах на уроках пряталась, залезая под стол и заворачиваясь в коврики, потихоньку встала сначала в задний ряд, а спустя время - в ряд солистов!
- Она полюбила танцевать, но ей все время нужно было держать меня взглядом, видеть меня, - рассказывает Марина Валентиновна.
Другая танцовщица с диагнозом ДЦП в процессе занятий смогла встать на мостик, хотя все врачи-невропатологи говорили, что это невозможно. Девочка-колясочница на одном из выступлений расплакалась, видя, как публика аплодирует ей стоя.
Радости жизни
Танцевальная студия «солнечных» детей выступает на городских и областных мероприятиях, участвует во всероссийских и международных фестивалях. На одном из таких конкурсов родительница одного из «нормальных» детей подошла с просьбой:
- Пусть ваши дети выступят после наших, зачем их мешать между собой, жюри же все понимает.
На что Марина Зайцева ответила твердое «нет»: ваш ребенок ничуть не отличается от этих детей, за них так же волнуются мамы, они так же переживают перед своим выступлением.
Простые радости жизни, такие, как поход в кино или ресторан, в обычной жизни зачастую недоступны детям с ОВЗ. Поэтому, когда подошло время очередного отчетного концерта в честь дня рождения студии, Марина Валентиновна решила: сцена ГДК у ребят еще будет, журналисты тоже будут, а вот в ресторане они еще ни разу не были. Так родилась традиция отмечать праздники в одном из ресторанов Вологды с пиццей и сладким угощением.
- Вы бы видели, сколько эмоций у наших ребят вызывают привычные для нас вещи! - говорит их педагог.
У самой Марины Зайцевой за эти пять лет полностью изменилось мировоззрение.
- Столько эмоций и искренности таится в этих ребятах, которые с такой доверчивостью открываются к новой жизни и возможностям, -
признается она. - Для меня это каждый раз - урок мужества и преодоления, по сравнению с которыми любые неурядицы кажутся надуманными.
Личный опыт
Анастасия Попова, мама 11-летней Дарины, поделилась своими впечатлениями о занятиях:
- Каждого занятия дочка ждет с нетерпением. За год, который мы занимаемся, у нее появились уверенность в себе, новые друзья. Это для нас очень важно, так как Дарина находится на домашнем обучении и школу почти не посещает. Даже несмотря на все операции на ногах, которые мы перенесли за этот год, Дарина выступала на коляске. Впечатления от выступлений и поездок дают нам заряд сил и оптимизма: мы не одни.
Виктория Свистунова вспоминает, что для нее с сыном первые занятия в студии были как несбыточная мечта - то, что с особыми детками кто-то хочет заниматься... Ведь это огромный труд, который требует огромного терпения и множества знаний.
- Теперь занятия в студии для моего ребенка стали частью жизни! Занимаясь в студии, он чувствует себя как в большой семье, - делится мама Ярослава. - Он стал более открытым, более социализированным. Когда мы выступаем, то счастью нет предела... Занятия танцами в коллективе подарили Ярославу чувство ответственности за всю команду, это очень важно. Он стал более внимательным и дисциплинированным: вы даете шанс нашим особенным детям реализовать себя в жизни посредством танца. И мы чувствуем, что нужны кому-то и о нас заботятся!
Надежда Щукина, мама 14-летней Тани, занимающейся танцами уже два года, добавляет:
- У дочки были проблемы с общением из-за аутизма. Так ей дается все легко: и рисование, и танцы. Но ей было легче не говорить. А в студии она раскрепостилась: здесь ребята не обращают внимания на неправильную речь. И появилось общение, которого не хватало. Здесь Таня нашла себе подружку: сейчас они не разлей вода. И мы, мамочки, тоже очень сдружились.
Ольга Доможирова узнала о студии четыре года назад:
- Я спросила у Марины Валентиновны, возьмет ли она моих дочек-двойняшек с синдромом Дауна и тугоухостью заниматься танцами, им на тот момент было всего по три года. Таких малышей еще не было ни в одной из групп. Марина Валентиновна не побоялась, взяла.
Девочкам трудновато было на первых порах, и на следующее занятие Ольга привела в помощники Арсения, старшего брата Кати и Насти, которому уже было целых пять лет, он здоров. Девочки хоть и не различают речь, зато прекрасно слышат музыку и замечательно повторяют движения за другими. Арсений как раз был примером для подражания, при этом он отлично знал, как надо общаться с этими непослушными барышнями.
источник: Танцы для детей, которые привыкли постоянно прятаться https://www.krassever.ru/article/tantsy-dlya-detey-kotoryye-privykli-postoyanno-pryatat-sya