«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»

1 октября

1-2 октября в Москве, в центре «Благосфера», проходит конференция «Благотворительность в провинциальной России: сила места».

Первый день начался с ток-шоу «Благотворительность в России: реальности настоящего – мечты о будущем», где эксперты обсудили развитие благотворительности на местном уровне, особенности фандрайзинга и проблемы «провинциальной» филантропии.

Минэкономразвития — о Концепции развития благотворительности
Начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Елена Иваницкая отметила, что сейчас ведомство работает над Концепцией развития благотворительности. По словам Иваницкой, она «практически согласована со всеми сторонами за исключением Минфина». Помимо прочего там есть пункт о необходимости расширения законопроекта о налоговых вычетах для жертвователей — не только в области культуры, как сейчас, а для всех сфер благотворительности.

«Предыдущая концепция была принята в 2009 году, и за эти девять лет изменилось как отношение граждан к благотворительности, так и сами организации», — сказала Иваницкая.
Благотворительность может развиваться и без государственной поддержки, но с ней это будет эффективнее и правильнее, уверена Иваницкая. Среди прочего, в концепции будут прописаны полномочия глав регионов и муниципалитетов в области поддержки филантропии на локальном уровне.

«У территорий должны появляться свои благотворительные бренды»
Елена Тополева, директор Агентства социальной информации (АСИ), председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ, рассказала о специфике работы с регионами.

«В новостной ленте АСИ выходит много региональных материалов. Такого количества всевозможных благотворительных событий раньше не было. Сейчас даже есть проблема выбора», — сказала Тополева.

Эксперт отметила, что появляется все больше всероссийских акций, которые проходят по всей стране, например «Дети вместо цветов», «Том Сойер Фест», «Щедрый вторник». «С одной стороны, это нас всех объединяет. Но для нас как для СМИ в этом есть проблема: мы не можем рассказать 30 одинаковых историй из регионов — читателю будет скучно», — сказала Тополева. Директор АСИ также отметила, что у каждого, даже небольшого города есть свои особенности, так называемые бренды территории.

«Было бы здорово, если бы у территорий появлялись свои благотворительные бренды, чтобы мы не только делали что-то все вместе в один день или месяц. Важно, чтобы филантропия имела свою региональную или муниципальную специфику», — сказала Тополева.
Вместе с тем эксперт отмечает, что народной благотворительности и организаций, которые успешно научились собирать частные пожертвования, в регионах не так много. «Конечно, их стало больше за последние годы, но массовости я пока не вижу. Хочется, чтобы существовало много фондов, которые работают в разных сферах, чтобы в каждом небольшом городе была хотя бы одна яркая организация», — отметила Елена Тополева.

Вступать в партнерства
«Существует большая разница, как мы видим региональные НКО из Москвы и как все происходит на самом деле. Часто, если мы чего-то не видим, то считаем, что этого как бы и нет. Это не так», — отметила Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда В. Потанина. Вместе с тем благотворительность в российских регионах — стабильное явление, и важно сделать так, чтобы она была заметна и на федеральном уровне тоже, полагает она.

В сфере филантропии в России существует распределенная экспертиза, уверена Орачева. Экспертиза в зависимости от темы распределена по разным городам и организациям, например Школа грантмейкинга традиционно проходит в регионах, и туда приезжают в том числе эксперты из Москвы.

Также Орачева отметила важность трансфера технологий и межсекторного обмена. «Вопрос, который задают себе, наверное, все некоммерческие организации: как сделать так, чтобы мы перестали работать сами по себе, а вступали в партнерства и выходили за рамки сектора?» — сказала директор.

«Наш опыт показывает: и некоммерческие организации, и активные граждане, и университеты заинтересованы в партнерстве», — уверена эксперт.
Кроме того, НКО могут оказывать не только социальные услуги, но и образовательные: многим вузам, по словам Орачевой, нужны эксперты. В таком случае образовательные учреждения могут рассматривать НКО как полноценный рынок труда. «Студентам нужно учиться на реальных кейсах, и уже есть отличные примеры взаимодействия, в регионах в том числе», — рассказала директор.

Бизнес не знает об НКО
Президент Сибирского центра развития общественных инициатив (СЦПОИ) города Новосибирска Елена Малицкая рассказала, что ситуация в сфера поддержки НКО бизнесом крайне неравномерная. Это связано с тем, что крупные ресурсные бизнес-структуры присутствуют не на всех территориях страны. Чаще всего этот бизнес работает по определенным стандартам, делая социальные инвестиции и решая масштабные проблемы».

Что касается малого и среднего бизнеса, то он чаще оказывает адресную помощь некоммерческим организациям. Работа с НКО в таком случае строится на сильном доверии, отметила Малицкая. Это может быть связано в том числе с тем, что «часто малый бизнес не знаком с локальными организациями — он просто не знает, кого и как можно поддержать. Одним из решений этой проблемы Малицкая считает создание площадок, где бизнес мог бы познакомиться с некоммерческими организациями своего города или района.

«В регионах люди доверяют людям»
Маргарита Семикова, директор фонда «Созвездие сердец» (Новосибирск), уверена: общий уровень принятия благотворительности в регионах растет. Однако она также отметила, что там преобладают частные пожертвования.

«Рост пожертвований действительно есть, но проблема в том, что не все организации умеют привлекать средства. В регионах люди дают деньги, если доверяют, причем не конкретной НКО, а человеку, который ее представляет. Часто переводят деньги на личную карточку просто потому, что знают человека. В регионах люди доверяют людям», — рассказала Семикова.
«Сейчас идет смена поколений, и мы не знаем, как работать с молодежью: у нее дефицит доверия к любому институту, в том числе к благотворительным фондам. При этом они активны и готовы помогать. Но как их привлечь, мы пока не знаем. В регионах это большая проблема», — рассказала Семикова.

Чтобы благотворительность была «умной»
Директор нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение НЭКСТ» Алла Балашова рассказала об инструменте поддержки НКО, который существует в ее регионе — Благотворительном совете, который с 2003 года работает на площадке Законодательного собрания области.

«Совет появился благодаря усилиям НКО и заинтересованных депутатов. В его состав, который регулярно меняется, входят представители законодательной и исполнительной власти, журналисты, независимые эксперты из общественных организаций. Совет должен формировать благотворительную повестку региона, влиять на продвижение правильных моделей филантропии, вовлекать в нее людей. Главная его функция — возможность обсудить сложные вопросы», — рассказала Балашова.

По ее словам, члены совета «пытались сделать тему благотворительности актуальной на протяжении всего года». Для этого, например, совет проводит творческие конкурсы по филантропии для студентов. «Огромное количество молодых людей попадает в эту воронку и осознает себя как участников благотворительных процессов. Мы хотим, чтобы благотворительность развивалась системно, чтобы она была «умная», чтобы люди понимали, как она работает», — сказала директор ассоциации.

Мечты о будущем
Барри Найт, консультант Глобального фонда по развитию местных сообществ (Global Fund for Community Foundations) подчеркнул, что лидеры социальных изменений — «самая могущественная сила своей жизни». Объединившись, люди смогут сотворить такое будущее, какое захотят, уверен эксперт. При этом важно работать всем вместе: НКО, бизнесу и власти.

Среди важных принципов Найт отметил развитие ресурсов; создание новой модели («Не чините сломанное»); позитивное отношение, чего бы оно ни касалось; отталкиваться от того, что у вас уже есть. Главным принципом эксперт называет «Люди важнее, чем деньги», а главный вопрос — не как создать местное сообщество, а кто его создаст, отметил Найт.

Директор фонда КАФ Мария Черток уверена, что «нужно вкладывать деньги в рост, а не в проблемы». В таком случае, полагает она, «изменится наше ощущение и результат нашей деятельности».

«Мы работаем не для того, чтобы помогать тем, кому плохо. Мы работаем, чтобы поддерживать тех, кто знает, как это изменить», — сказала Черток.
Также эксперт отметила важность коллективной и личной ответственности: «Нет одного человека, который решит, как должно быть. Важно, чтобы люди сами решали, каким они хотят видеть свой город, например, а не чтобы им говорил губернатор, где у них будет пляж, а где — раздельный сбор мусора».

«Обычно у нас все решается сверху, но важно, чтобы мы стремились сами формировать свое будущее. Ведь оно будет таким, каким его сделаем мы — или его сделают за нас», — сказала Черток.

Конференция проходит при поддержке Фонда президентских грантов. Организаторы — благотворительный фонд развития сообщества «Гарант», Сибирский центр поддержки общественных инициатив, благотворительный фонд развития филантропии КАФ, НРОО «Служение НЭКСТ», фонд «Созвездие сердец», центр «Благосфера», D-Group.Social.

АСИ: https://www.asi.org.ru/news/2019/10/01/v-moskve-nachalas-konferentsiya-po-provintsialnoj-filantropii/