Культурная мозаика: Где рождается "Хлебный путь"?

24 ноября 2019 года

Настоящие мельницы и запах хлеба - вот, на чем стоит проект "Хлебное место" Пушкинского Заповедника. Суть проекта - найти для района общую идею развития, которая объединит исторически сложившиеся традиции ведения хозяйства, культуры, промышленности и торговли в единую сеть под общим названием "Хлебное место", и вовлечь жителей района в развитие своего края и своего бренда. Чтобы стать ближе к своей цели команда проекта всю осень провела в экспедициях с названием "Хлебный путь", что это за путешествия и зачем они нужны? Посмотрим вместе с исследователями. 

Экспедиция по "мельничным местам" - это возможность узнать больше о Пушкиногорском районе из уст его собственных жителей. Команда проекта под руководством Натальи Виноградовой отправилась в "Хлебный путь" вместе Виктором Павловичем Архиповым, местным старожилом. Читаем письмо от команды проекта:

Мельниц на реке Шести было несколько, вспоминает Виктор Павлович: "в Пашках была мельница, как я знаю это, в Буркове, в Краскове, в Окуневе, в Быково и в Кошкине, но это уже за дорогой Новоржев-Опочка. Все на Шести, на одной реке". Было правило ставить их не ближе, чем за 3 км друг от друга, чтобы река успевала вновь набрать силу от мельницы до мельницы. Все мельницы были построены по одной системе. Шесть речка не очень быстрая и сильная, но на ней встречаются перепады. В месте полноводия реку перегораживали плотиной, оборудованной шлюзами. Устраивали отводной канал, называемый на местном наречии "кринка". Канал этот в виду быстрого течения и большой силы воды был выложен природным камнем. Свое название канал получил, по всей видимости, по схожести строения - узкая часть в начале русла, как в горлышке молочной крынки, а потом расширение и углубление. Именно на этом углублении и ставилось мельничное колесо. При перекрытии шлюзов вода из реки устремлялась в "кринку". Узкая и довольно мелкая часть способствовала тому, что вода набирала силу и скорость. Попадая на мельничное колесо, она отдавала ему силу и возвращалась в реку по течению ниже шлюзов.

Мельница в д.Бурково... Дороги к мельнице нет. Пробирались через заброшенные и некошеные поля, поросли кустарника, среди которых можно встретить только следы диких зверей и вездесущих рыболовов. Этот пустынный непроходимый ландшафт вызывает особое сожаление об утерянной русской деревне, об лихих временах 90-х и 2000-х годов, которые опустошили некогда цветущий, богатый и ухоженный сельскохозяйственный край.

В «Списках населенных мест Российской Империи» за 1885 год в д.Бурково числятся 3 двора, 6 человек мужского пола и 7 человек женского пола. После Великой Отечественной войны деревни Бурково уже не было. Вспоминают, что была лишь деревянная мельница и 1 дом, где мельник жил. На мельнице не только зерно мололи, но и делали щепу из осины, чесали шерсть. Сама мельница располагалась на островке, который был обрамлен с одной стороной рекой Шестью, с другой "кринкой".

Сквозь растительность просматривается прочная кладка «кринки».

Кладка «кринки» сохранилась в великолепном состоянии несмотря на 50 лет забвения. Фотографии не могут передать величия утерянной мельничной системы из-за обильной растительности, которая теперь плотно покрывает и русло «кринки», и каменную кладку. Пока не известно с какого времени существовала мельница, но по словам Виктора Павловича, проработала она до 1970-х годов. И еще ему самому в молодости приходилось возить колхозное зерно на эту мельницу. Была она довольно мощная. На вопрос как быстро мололось зерно, Виктор Павлович ответил, что обычно привозили две подводы - 30 мешков, разгружали, помогали мельнику молоть и в 3 часа управлялись. В последние годы на мельнице уже была электроэнергия, которая пришла на помощь воде.

В Бурково сохранились части мельничной гидротехнической системы - "кринка", основание и столбы плотины, которая служила и подъездным мостом. На плотине было два шлюза.

Мельница в д. КрасковоВремя строительства мельницы не установлено. Построена по типу мельницы в Бурково. Просуществовала до Великой Отечественной войны. Во время войны в деревне Красково партизаны напали на немцев и утопили их в мельничном омуте в "кринке". За такую вылазку деревне Красково и соседней деревне Белево грозили карательные меры со стороны фашистов. Но женщины деревни выловили трупы и отдали чужеземцам, чем спасли две древни от сожжения.

В Красково река немного изменила свое русло и ушла чуть дальше от того места, где ранее была мельница, поэтому руины обнаружить довольно сложно. К тому же все окрестности бурно заросли растительностью.

До сего дня фрагментарно сохранилась кладка "кринки". В кладке трудно угадывается система. Определить, что это фрагмент мельничной системы может только местный житель, который точно знает где находилось строение. И нам повезло, что Виктор Павлович один из немногих, кто это помнит.

Строительство мельниц в Бурково, Краскове, Окуневе, Быкове и Кошкине, скорее всего, относится к началу 20 века и проходило в одно время, о чем говорит их идентичное, «типовое» строение и отсутствие более ранних известий о них. Но вот сведения о наличии мельницы в деревне Пашки можно найти в издании 1885 года «Списки населенных мест Российской империи».

Следы мельниц в Кошкине, Окуневе, Быково и Пашках обнаружить пока не удалось.

Экспедиция продолжается. Нас ожидает еще долгий "Хлебный путь".

Экспедиция проходит при активном участии и поддержке Клуба "Патриот". Автор снимков — руководитель круба Денис Михайлович Виноградов.

Продолжение экспедиций можно увидеть в группе проекта в социальных сетях

Экспедиция проходит в рамках проекта Пушкинского Заповедника «Хлебное место». Проект стал победителем Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» в 2019 году, который проводит Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко под оперативным управлением Центра социальных технологий «Гарант» и призван содействовать развитию малых городов и сел России с помощью запуска и воплощения в жизнь долгосрочных социо-культурных проектов, направленных на активизацию местных сообществ и включение местных жителей в инициативы по развитию малых территорий средствами культуры.