Тренды: профессии будущего в НКО
Менеджеры знаний, директора по счастью и модераторы шеринга. Мнение экспертов: какие специалисты будут требоваться в некоммерческом секторе завтра и чему стоит учиться уже сейчас.
Запрос сегодняшнего дня
По данным на 20 февраля 2020 года, один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников HeadHunter предлагает 92 московских вакансии по специализации «благотворительность». Если убрать предложения, попавшие в список по ошибке, то окажется, что чаще всего НКО на этой платформе ищут:
- фандрайзеров (10 предложений с заработной платой от 45 до 120 тыс. рублей),
- специалистов по маркетингу и коммуникациям (семь предложений с з/п от 40 до 160 тыс. рублей),
- менеджеров и координаторов программ и проектов (семь предложений с з/п от 53 до 100 тыс. рублей).
Сотрудников многим фондам помогает искать ассоциация «Все вместе».
«В ассоциации уже больше года есть услуга по подбору персонала для НКО, и она пользуется огромной популярностью. В среднем на одну вакансию приходит около 300 резюме, — рассказывает АСИ исполнительный директор ассоциации Кира Смирнова. — И даже их просмотр и отбор — огромная работа, которая ложится на плечи руководителя организации или того сотрудника, который отвечает за поиск нового человека. А в большинстве фондов нет отдельных рекрутеров, поэтому наша помощь в подборе персонала оказалась очень востребованной у них».
Требуется директор по счастью
Как минимум в ближайшие пять лет работающие в НКО люди могут быть спокойны за свои рабочие места: их профессии не пропадут и роботы их не заменят, считает руководитель Теплицы социальных технологий Алексей Сидоренко.
«Скорее всего, в некоммерческом секторе никакие профессии не исчезнут. Остаются в прошлом сейчас профессии в сферах с большим конкурентным рынком. Например, сотрудников ресторанного бизнеса, складов и таксопарков очень много и они распространены по всему миру, поэтому оптимизировать их, заменяя на роботов, вполне логично и понятно, — объясняет АСИ Алексей. — В то же время практически в каждой стране некоммерческий сектор совсем небольшой и денег в нем мало. В этой сфере просто нечего оптимизировать, и долгое время в ней ничего не будет происходить».
Вторая причина, почему сотрудникам НКО не стоит бояться невостребованности, — разнообразие НКО. «У всех разные процессы и методологии, поэтому придумать какой-то универсальный алгоритм, который будет заменять человека очень сложно. Человеческий труд в некоммерческом секторе будет нужен практически всегда», — считает Сидоренко.
С ним согласна и Кира Смирнова: «Я бы не стала утверждать, что некоторые профессии не будут востребованы в НКО. Во-первых, это может демотивировать сотрудников этих профессий. Во-вторых, НКО находятся на разных стадиях развития. Есть очень продвинутые, а есть те, кто только делает первые шаги».
Но некоторые профессии некоммерческого сектора могут трансформироваться. «Вероятнее всего, значительные изменения ждут в ближайшие пять лет профессию фандрайзера. Эти изменения уже начали происходить в зарубежном НКО-секторе: крупные фонды больше не имеют в своих штатах «фандрайзеров», а имеют «управляющих партнерствами», «директоров по счастью», «главных по друзьям» и т.п. Впрочем, суть задач этих специалистов не изменится – привлечение ресурсов», — считает директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева.
Хотелось бы также, отмечает Темичева, чтобы появились хотя бы те отдельные профессии, которые в НКО давно нужны, и вся работа не оказывалась в одних руках: «Дело в том, что профессий «чисто энкаошных» не так много. Если, конечно, не считать особой профессией «многорукого Шиву-энкаошника», который сочетает в себе по необходимости все: от управленца и бухгалтера до пиарщика и фандрайзера, а также водителя, упаковщика и так далее по запросу. Очень надеюсь, что в ближайшее время «многорукость» распадется на полноценных двуруких специалистов. Это вряд ли случится за пять лет и вряд ли коснется самых маленьких НКО, но тенденция такая есть».
Тенденцию подтверждают и «Все вместе»: «Все чаще и чаще фонды обращаются с просьбой помочь найти PR-менеджеров, видимо это связано с активным развитием интернет-пространства. Что касается других профессий, то все так же нужны бухгалтера, секретари, управленцы, педагоги, психологи», — подчеркивает Галина Петрова, менеджер ассоциации по подбору персонала.
Курс на анализ данных и аудитории
В НКО постепенно будут «приходить» профессии, уже привычные в других сферах. Сотрудникам НКО нужно учиться понимать, как люди общаются в сети между собой, как работают в Интернете и как в целом воспринимают информацию, считает Алексей Сидоренко. Помимо когнитивной психологии, стоит изучать способы доставки информации, методы анализа аудитории и коммуникации с ней, а также поведение автоматизированных систем для доступа к аудитории.
«Профессия будущего, как мне кажется, — это таргетолог, то есть человек, который умеет настраивать рекламу в социальных сетях и поисковых движках таким образом, чтобы она попадала в свою целевую аудиторию. Вообще понимание целевой аудитории как с точки зрения сбора пожертвований, так и с точки зрения оказания помощи — это ключевой навык, который до сих пор не до конца осознан и использован», — полагает Сидоренко.
Также эксперты предсказывают появление отдельных специалистов по работе с большими объемами информации, системных аналитиков – специалистов по анализу и интерпретации данных, менеджеров знаний.
«Каждая крупная организация строится вокруг своих экспертов, большая часть знаний которых находится непосредственно у них в голове и нигде не записана. Специалист, занимающийся переводом этого знания в какую-то форму, которая дальше будет передаваться в цифровом виде и масштабироваться, будет все больше и больше востребован», — говорит руководитель Теплицы социальных технологий.
Новые «зеленые»
Специалисты WWF России в совместном с проектом «Атлас новых профессий» рейтинге профессий будущего прогнозируют появление в социальной сфере инженера-разработчика «зеленых» технологий. Такой специалист будет заниматься разработкой и обслуживанием технических и технологических решений, информационных систем и баз данных. Также он будет ответственен за внедрение инноваций, необходимых для решения природоохранных задач.
Кроме этого, в WWF видят запрос на появление специалистов в сфере экологического туризма и экопродюсеров – людей, придумывающих и реализующих образовательные и просветительские проекты в области охраны окружающей среды.
Авторы «Атласа новых профессий» ожидают и появления персональных консультантов по этичному потреблению. Эти специалисты помогут разобраться, какие товары и услуги покупать этично, а от каких лучше отказаться.
Автоматизация и цифровизация
В ближайшие пять лет сотрудники НКО захотят максимально автоматизировать свою деятельность, считает Алексей Сидоренко. Специалисты по настройке автоматизации – профессия будущего, связанная и с e-mail-рассылками, и с пониманием UX (проектирование пользовательских интерфейсов. — Прим. АСИ.). Такие люди в НКО, например, будут создавать соответствующие платформы, заниматься автоматизацией рассылок и push-уведомлений.
«Я считаю, что даже несмотря на некоторую периферийность благотворительных организаций, запрос на автоматизацию и соответствующие инструменты, которые будут становиться все более и более упрощенными, будет так или иначе толкать НКО к появлению новых профессий. Таргетолог, менеджер знаний и специалист по автоматизации — это три наиболее очевидные профессии, которые видны с нашей колокольни в Теплице социальных технологий. Наверняка еще появятся профессии, связанные с цифровой безопасностью: общий директор или вице-президент по цифровой трансформации, то есть человек, который в целом будет руководить переходом НКО «на цифру», — подытоживает Сидоренко.
Модерация и медиация
Составители «Атласа новых профессий 3.0» выделяют среди профессий будущего в социальной сфере сразу несколько модераторских: модератор платформы персональных благотворительных программ, модератор платформы общения с госорганами и модератор шеринговых платформ. Последний, например, будет курировать онлайн-платформу для обмена вещами, едой и услугами, отслеживая неприемлемое поведение, напоминая правила обмена и улучшая систему.
Авторы предрекают появление специалистов по работе с краудсорсинговыми платформами общественных проблем: они будут управлять сбором информации о проблемах семей, домов, районов, парков и других общественных пространств, передавать ее в госорганы или НКО и отслеживать решение.
Появления профессионалов по работе с сообществом ожидает и Елена Темичева: «Больше востребована в НКО-секторе станет профессия «менеджер по построению сообществ». Интересно, что по сути это неотъемлемая часть нашей работы, но оформилась в профессию под воздействием социальных сетей и коммерческих задач». Также нас ждет появление медиаторов социальных конфликтов — специалистов, помогающих ненасильственным путем решать конфликты, возникающие на культурной, национальной, религиозной и другой почве.
Что по деньгам
«Лет десять назад разница в зарплатах коммерческого и некоммерческого секторов была ощутима, например, педагог в фонде зарабатывал 20 тыс. рублей, а в бизнесе ему бы заплатили 40 тысяч. На сегодняшний день эта разница стремительно сокращается. В частном детском саду педагогу с большой нагрузкой готовы платить 60 тысяч, и в секторе примерно так же», — говорит Галина Петрова, менеджер по подбору персонала «Все вместе».
Но, к сожалению, пока НКО не могут себе позволить платить конкурентную зарплату «узким» специалистам.
«У нас есть около 20 НКО, способных нанять действительно качественных специалистов уровня всей России, а есть все остальные, которые не могут заплатить ничего. Во многих НКО, например, диджиталом занимаются один-два человека, а иногда и полчеловека, то есть кто-то совмещает эти функции с другой работой и за весьма скромную ставку должен одновременно еще учиться всяким цифровым штукам. НКО не всегда готовы вообще платить за подобные вещи», — констатирует Алексей Сидоренко.
Источник: АСИ
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости