Какой будет российская благотворительность в 2025 году: мнения экспертов
Этой теме посвятили пленарную сессию на ежегодной конференции «Благотворительность в России: 2025», организованной изданием «Ведомости».
Утром 2 марта в московском отеле «Марриотт Роял Аврора» открылась конференция «Благотворительность в России: 2025». На пленарной сессии эксперты НКО, представители власти и крупного бизнеса постарались ответить на основной вопрос конференции: какой будет благотворительность в России через пять лет? Модерировала обсуждение Елена Тополева, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ.
Востребованная для трудоустройства
Участникам предложили порассуждать, какова роль недавно принятой концепции по развитию благотворительности и что сделают фонды, компании и государство, для того чтобы благотворительность в России развивалась.
Сейчас доля благотворительности в России в российской экономике — примерно один процент, и в будущем хотелось бы, чтобы она увеличилась, заметила Александра Александрова, первый заместитель руководителя столичного департамента труда и социальной защиты населения. По ее словам, с точки зрения рынка, благотворительность становится все более и более востребованной сферой для трудоустройства.
«Если раньше люди приходили в благотворительность, потому что у них была какая-то личная история, то сейчас многие люди моего поколения Х, условно 35-45 лет, которые уже обзавелись стандартным набором из квартиры и машины, пересматривают свою концепцию ценностей. Им хочется быть не просто офисным человеком», — сказала Александрова. Она надеется, что в будущем к благотворительности присоединится поколение Z.
Доступная для участия граждан
В людях огромный потенциал, который нужно раскрыть, — дать «инструменты» и простые способы участвовать в благотворительности, добавила Мария Черток, директор благотворительного фонда развития филантропии «КАФ».
«Мне кажется, очень важно, что концепция признает как данность, что рост российской благотворительности будет происходить за счет участия граждан. Это неочевидная вещь, потому что традиционно считается, что благотворительность — это вроде как про богатых, которые помогают бедным, это про крупные корпорации и про большие фонды. Но так сложилось, что мы с вами прекрасно понимаем, что благотворительность — это не только про большие деньги, это про участие граждан», — отметила Черток.
Эффективная и цифровая
Одной из тенденций в благотворительности бизнеса Кирилл Цикун, директор департамента социальной политики УК «Металлоинвест», назвал стремление компаний к повышению эффективности социальных инвестиций. Их больше стало интересовать не количество вложенных средств, а качество их расходования. Причем не на решение проблемы, а на борьбу с ее причинами. Для поддержки со стороны бизнеса мало показывать прозрачность, важно говорить о краткосрочных и других социальных изменениях, уверен Цикун.
Трендом будущего назвали цифровизацию, которая, несмотря на риски, связанные с мошенниками, поможет благотворительному сектору стать еще более открытым и прозрачным.
Будут ли изменения?
В концепции по развитию благотворительности присутствуют и риски, уверен Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание».
«Когда государство что-либо делает, всегда есть риск, что изменения будут проходить ради бумажных движений и никак не затронут наше реальное бытие», — отметил он со стороны руководителя организации, которая почти никогда не имела дел с бизнесом и не получала поддержки от государства.
В качестве примера Берхин привел раздел концепции, в котором говорится о развитии международной благотворительности. По его мнению, он так и останется на бумаге, пока власти не пересмотрят закон об «иностранных агентах» или практику его применения.
Источник и фото: АСИ