Местные практики устойчивого развития: "Зеленая точка"

10 апреля 2020 года

В декабре 2019 года Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» собрал лидеров общественных организаций и местных сообществ, чтобы разработать и внедрить методику глокализации в деятельность местных сообществ в российских регионах.

Следование 17 целям устойчивого развития - важная часть этой методики.

17 целей усточивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран - этот призыв нацелен на улучшение жизни не только отдельных сообществ, но и всей планеты в целом. Среди этих целей - борьба с голодом, культура потребления и переработки, сбережение ресурсов, охрана здоровья. И все они помогут миру в целом. 

Однако, большие пути начинаются с маленьких шагов, а помощь миру - с личных практик. 

Мы хотим представить такие шаги - личные и общественные практики - как серию историй, рассказанных активистами Архангельской области. 

Глокализация и бизнес-практики: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства 

Анастасия Трофимова

«Зеленая точка»

В 2019 году в Архангельске открылся первый в городе магазин без упаковки - «Зеленая точка». Здесь можно купить многоразовые бахилы, бамбуковые зубные щетки, металлические соломинки, а также чистящие средства, которые покупатель наливает в свою упаковку. Впрочем, в ассортименте магазина есть и еще товары, но все они — экологичны, настолько, насколько это возможно.

Так команда из трех девушек — Анастасии Трофимовой, Марины Антуфьевой и Натальи Мокеевой внедряют практики устойчивого потребления не только в рамках собственного быта, но и на примере собственного бизнеса.

Магазин «Зеленая точка» ставит основной своей целью продажу товаров с наименьшим углеродным следом, то есть, товаров, которые сделаны из натурального сырья в ближайшем месте к продаже.

От личной практики к бизнес-решению

Наталья, Анастасия и Марина - познакомились около десяти лет назад при работе в молодёжном самоуправлении города. Знакомство переросло в дружбу, а дружба — в совместный бизнес-проект.

Экологичный (и по отношению к продуктам, и по отношению к людям), бизнес вырос из личных практик: «Сначала мы с семьей начали разделять отходы, когда появились дети, старались перейти на многоразовые вещи, средства гигиены, до сих пор у нас есть привычка сначала все искать на барахолках и среди друзей, а затем только принимаем решение о покупке, - рассказывает Анастасия Трофимова, -  Идея с магазином появилась внезапно. Но, как мне кажется, общество уже было готово к появлению подобного магазина, оставалось его воплотить в жизнь».

«Покупатель магазина без упаковки – человек, который ответственно относится к здоровью и состоянию окружающей среды, он понимает, что многое зависит от его выбора, отдаёт предпочтение натуральным компонентам и уважительно относится к планете и природе», - считают девушки.

Концепцию магазина, поставщиков, место, - все находили сами, с помощью друзей из экологических движений и организаций, или основываясь на личном опыте. Помещение под тоже нашлось быстро, однако, первые недели пришлось потратить на ремонт помещения — чтобы появился уютный и правильный для эко-магазина интерьер.

Сейчас постоянных клиентов «Зеленой точки» около 50 человек. Эта аудитория сложилась за полгода, и сейчас ее можно назвать «эко-коммьюнити», поскольку магазин — не только место покупки и продажи, но пространство, где обсуждают практики и возможности образа жизни «Ноль отходов».

«Мы постоянно проводим просветительские мероприятия, чтобы глубже погружать людей в эту тему. Поддерживаем любые эко-мероприятия в городе, - делится Анастасия Трофимова, - С самого начала это было нашей целью – привести к такому образу мыслей как можно большее количество людей».

Кроме того, при магазине работает и мастерская по мелкому ремонту. Она тоже выросла из экологически полезных привычек.

«Мы стараемся сохранить уже имеющиеся вещи в эксплуатации как можно дольше, предлагаем отремонтировать за наименьшую цену. Можно принести любой бытовой электроприбор, игрушки, кухонную технику и даже наушники.  Мастер работает один раз в неделю».

Последовательность во всем

Концептуальный вопрос в работе эко-магазина — поставщики продукции.

«В первую очередь для нас играет роль состав продукта. Он должен состоять из натуральных веществ или безвредных для человека и природы веществ. Это подтверждению служит экосертификация. У нас в России всего одна экомаркировка и она есть всего у нескольких фирм, - рассказывает Анастасия Трофимова. - Следующий критерий – открытость производителя. Производитель не скрывает, откуда сырье, своих внутренних процессов, своих недоработок и личностных позиций. Третий критерий – упаковка. Должна быть перерабатываемой в условиях Архангельска. Есть производители, которые выпускают свою продукцию в ламинированных коробках – тогда мы отказываемся, даже если состав самого продукта хороший».

Экологичность — это не только про упаковку и производителей. Экологичность — это про отношение к миру в целом. Так магазин сотрудничает с Благотворительным фондом «Взамен», который оказывает вещевую и продуктовую помощь нуждающимся. Здесь можно опустить в куб пожертвование для фонда или купить для фонда «подвешенный килограмм» стирального порошка (т.е. купить один килограмм порошка для себя, а другой — для фонда).

«Мы много работаем с Экологическим Движением 42. Их Центр устойчивого развития проводит свои семинары у нас, чему мы очень рады, потому что это наша аудитория, с которой нам очень надо общаться как можно ближе. Также среди партнеров есть организация «Чистый север – чистая страна», с которыми мы взаимодействуем на их мероприятиях, они в свою очередь о нас рассказывают среди своих активистов».

В планах девушек – провести фестиваль «Ноль отходов».

Материал подготовлен в рамках проекта «Глокализация – путь к устойчивому развитию местных сообществ».