Местные практики устойчивого развития: «Кенозерье: не только парк, но и люди»

17 апреля 2020 года

В декабре 2019 года Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» собрал лидеров общественных организаций и местных сообществ, чтобы разработать и внедрить методику глокализации в деятельность местных сообществ в российских регионах.

Следование 17 целям устойчивого развития - важная часть этой методики.

17 целей усточивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран - этот призыв нацелен на улучшение жизни не только отдельных сообществ, но и всей планеты в целом. Среди этих целей - борьба с голодом, культура потребления и переработки, сбережение ресурсов, охрана здоровья. И все они помогут миру в целом. 

Однако, большие пути начинаются с маленьких шагов, а помощь миру - с личных практик. 

Мы хотим представить такие шаги - личные и общественные практики - как серию историй, рассказанных активистами Архангельской области. 

Глокализация и территориальные практики — Укрепление партнерства в интересах устойчивого развития

Александра Яковлева

«Кенозерье: не только парк, но и люди»

Укрепление партнерств на международном, региональном и местном уровне — это семнадцатая цель устойчивого развития.

Кенозерский национальный парк, как зона охраны природных ландшафтов и материальных памятников культурного наследия, отвечает множеству тенденций устойчивого развития, но одним из базовых инструментов сохранения наследия парка является партнерство между населением и руководством Кенозерья.

Жители парка не только партнеры программ Кенозерья, но и ощущают себя частью общего вектора развития данной территории, включены в экономические процессы и процессы устойчивого развития территории в целом.

Как происходит такое взаимодействие с нами поделилась Александра Яковлева, начальник службы развития ФБГУ «Кенозерский национальный парк».

Национальный парк

Кенозерский национальный парк образован в 1991 году, а в 2004 году он включён во Всемирную сеть Биосферных Резерватов ЮНЕСКО. Территории, входящие в состав Кенозерья, имеют общую площадь 140218 гектаров и расположены на юго-западе Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов, а западная граница парка проходит по границе с Республикой Карелия.

Парк - особо охраняемая территория, наряду с природными комплексами, она сохранила многочисленные памятники материальной и духовной культуры, архитектуры, монументальной живописи, иконописи и археологии, а также богатый этнографический материал. 

28 декабря 2020 года парку исполнилось 29 лет, за это время в парке открылось огромное количество туристических продуктов, и гостями парка становятся не только обычные туристы, но и подопечные детских домов и домов престарелых, а также дети и взрослые с инвалидностью.

Несмотря на многовековую историю, эта территория избежала периодов глобального разрушения, и сегодня в границах культурных ландшафтов продолжают жить люди.

Большой путь

«Кенозерский национальный парк стоит особняком в Российской системе федеральных особо охраняемых природных территорий, - рассказывает Александра Яковлева, - Поскольку это первый национальный парк России, который начал заниматься комплексным сохранением и природного, и культурного наследия, как материального, так и нематериального. И конечной ценностью, конечным итогом всех действий парка по сохранению наследия является человек. Именно такую стратегию заложила в работу учреждения первый и единственный директор Парка – Елена Флегонтовна Шатковская».

Работа Кенозерского национального парка достаточно нетипична для Российских особо охраняемых природных территорий, которые стараются сохранить ландшафтное и биологическое разнообразие подопечных им парков и заповедников. Но согласно конвенции ЮНЕСКО 1972 года о единстве природного и культурного наследия, необходимо использовать комплексный подход, и понимание этого лежит в планировании стратегических и тактических задач парка.

«Начиная с 90-х годов по многим направлениям деятельности Кенозерский национальный парк — «первый» или «единственный», так, например, это единственный национальный парк, который взял на свой баланс все памятники архитектуры и многие годы занимался и занимается их реставрацией, восстановлением и поддержанием. Еще до появления такого термина, как «устойчивое жизнеобеспечение местных жителей», Кенозерский национальный парк начал заниматься этой деятельностью. Например, первый объект, который построил парк в 1994 году, когда у самого парка даже не было собственного офиса, была начальная школа в деревне Усть-Поча. Благодаря парку на территории Кенозерья появилась мобильная связь, ремонтируются и строятся дороги, хотя этот процесс требует большой работы, парк оказывает помощь школам, детским садам и другим социальным объектам, которые находятся на его территории. Сегодня мы говорим о том, что Кенозерье — это территория устойчивого развития, территория, на которой комплексно подходят к вопросам и сохранения наследия, и развития территории в разных аспектах. Конечно, мы не прошли свой путь без ошибок — у команды парка не было опыта, не было поддержки, но было желание опираться на Европейские практики, которые еще не приходили в Россию, и сегодня многие коллеги из других стран приезжают к нам на стажировки и изучают уже наш опыт — и опыты побед, и опыты наших уроков».

Вызовы и уроки

«90-е годы были самыми трудными для этой территории — резко прекратилась деятельность совхозов, пошла на спад лесная промышленность — то есть основные отрасли экономики, которыми кормился север. И в это же время был создан национальный парк. И в сознании людей эти события соединились в одно. И если сейчас мы говорим, что наши местные жители — наши главные партнеры, сторонники и друзья, то на тот момент мы были «какой-то национальный парк». Но мы работали над тем, чтобы изменить эту ситуацию. Например, парк добился сохранения школы в деревне Морщихинская. В те годы в школе училось пятнадцать детей, а в детском саду было восемь или девять. Детей после третьего класса предполагалось перевести в школу на интернатный режим пребывания, и школа находилась в населённом пункте в 50 километрах от деревни. Мы понимали, что если не будет школы, то не будет и деревни, а если не будет деревни, то не будет и парка. Потому что — кто работает в парке? Те же жители деревни. Сегодня 75% работников парка — местные жители, молодежь, получив образование, возвращается сюда сама, ей интересно здесь работать, а в школе деревни Морщихинская учится 30 детей, в детском саду — очередь и 24 ребенка».

Нельзя сохранять наследие без мысли об окружающем ландшафте и о людях. Лет семь-восемь назад в парке стали появляться элементы современного «дизайна» - розовый сайдинг, синие крыши, железные заборы. Это дешево и повсеместно распространено, поэтому и местные жители решили включиться в общую канву - «благоустроить» свои дома и дворы.

И исторические деревни стали неуклонно приближаться по внешнему виду к пригородным дачным поселкам.

«Традиционные деревни — это такой же ресурс развития территории, как и заповедная природа, фольклор, промыслы и традиции», - объясняет Александра Яковлева, - И можно восстанавливать объекты деревянного зодчества, но если они окружены сайдингом и пластиковыми окнами, то они потеряются. И парк в рамках одного из своих проектов с европейскими коллегами стал работать на разных уровнях, например, с органами управления — от муниципальных, до районных и региональных, чтобы разработать регламент застройки, в котором будет четко прописано, как должны выглядеть дома, или как они не должны выглядеть определили разные зоны хозяйственного назначения на территории парка, стали разговаривать и общаться с людьми, устраивать стажировки, чтобы показывать, как можно жить по-другому. И мы рады, что у нас получилось остановить процесс уничтожения внешнего вида деревень, потому что одна красная крыша и розовый сайдинг может убить весь окружающий ландшафт».

Устойчивое развитие

«Все наши проекты связаны с местными жителями и практически вся наша работа в сфере туризма — тоже. Местные жители — это наши повара, экскурсоводы, они оказывают транспортные услуги, изготавливают сувенирную продукцию, развивают сельский гостевой туризм. Для них мы проводим ежегодные обучающие программы от бизнес-планирования, до мастер-классов по ремеслам, от работы с шеф-поварами, до встреч с маркетологами», - рассказывает Александра Яковлева.

В Кенозерском парке к развитию каждого поселения подходят на точечном уровне. Так одна из деревень парка — Поча, в отличие от своих вековых соседок живет только 60 лет. История Почи — это история временного поселка лесозаготовителей, срок существования которого был определен цифрой 40 лет. Однако 40 лет, и даже 60 лет прошло, а Поча — осталась.

Здесь при поддержке жителей команда парка организовала уникальную для области программу, связанную с советской лесозаготовительной историей. Сейчас здесь есть туристическая программа, детальная вплоть до «обеда лесоруба», обустроено 5 гостевых домов в советской стилистике, работает информационный центр под открытым небом, а местные жители включены в работу экскурсоводов. Как говорят местные жители: «Поча живет, работает и любит».

«В какой-то момент мы поняли, что реализация инициатив самих местных жителей будет намного эффективней, чем реализация наших инициатив, которые жители сами не вырастили и не прожили. И мы стали организовывать для них программы обучения, такие как «10 шагов к успешному проекту». Мы одни из первых стали работать с идеей территориальных общественных самоуправлений, и уже 10 лет совместно с Правительством Архангельской области проводим фестиваль «ТОСы Поморья». Итогом этой работы стало то, что за 2019 года жители сами придумали и реализовали проекты общей суммой в 3 млн. рублей. И речь идет только про деньги, про финансовый вклад в территорию. Общая стоимость проектов составила около 9 миллионов рублей, учитывая нефинансовый вклад в их реализацию», - делится Александра Яковлева. - Сейчас мы делаем акцент на развитие предпринимательских инициатив, в этом году у нас стартовал новый большой трехлетний проект «Северное сияние» при поддержке Европейского Союза. Мы будем поддерживать разные предпринимательские инициативы сельских жителей, и не только и не столько финансово, сколько через серьезную экспертную поддержку. Очень важно развивать маленькую локальную экономику, по этому пути сейчас идет весь мир».

Кроме этого, Кенозерский национальный парк активно работает в области сохранения природных ресурсов и грамотного энергопотребления, здесь экспериментируют с солнечными батареями, здесь работает система сортировки отходов — не только на уровне раздельных контейнеров, но и дальнейшей обработки и вывоза, настолько, насколько это возможно для парка.

Тезис о том, что в центре стратегии парка находится человек, живущий здесь, находит свое подтверждение и опыт парка является полезным и востребованным на разных уровнях.Фото: К. Кокошина с сайта www.kenozero.ru 

Материал подготовлен в рамках проекта «Глокализация – путь к устойчивому развитию местных сообществ».