«Наша задача — не сводить все к нижней ступеньке пирамиды Маслоу»
В Общественной палате РФ назвали проблемы, с которыми столкнулся некоммерческий сектор в пандемию. Некоторые, по мнению экспертов, могут отбросить НКО в прошлое столетие.
В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Жизнь НКО после кризиса: чего ожидать и как готовиться?», на котором представители некоммерческого сектора размышляли, как изменится работа НКО после пандемии и какие проблемы она обнажила.
Модератором встречи выступила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Научиться предвидеть сложности
Вице-президент Высшей школы экономики, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Лев Якобсон отметил, что в прошедшие месяцы, которые стали «периодом больших напряжений», резко возрос спрос на многие услуги НКО. Вместе с тем, по его словам, возникли трудности в решении ряда задач.
По мнению Якобсона, некоммерческим организациям нужно научиться предвидеть вызовы, с которыми они столкнутся после пандемии. «Это возможно только в диалоге. Тем [организациям], кто сможет предвидеть эти вызовы, кризис в конечном счете пойдет на пользу», — сказал Якобсон.
Также эксперт полагает, что благодаря цифровизации, которую кризис сделал безальтернативной, часть НКО сможет в прямом смысле расширить поле деятельности и снять географические барьеры. Слабые же организации, по его словам, напротив, могут быть вытеснены.
«Мы должны понимать: окончание кризиса, к счастью, не за горами. Но оно не будет переходом к беспроблемной ситуации. Избежать трудностей нельзя, но надо увидеть их заранее. Назревают системные изменения, и какими они будут, зависит от нас», — сказал Якобсон.
Кто будет помогать системно
Во время пандемии многие НКО отклонились от своей миссии и стали заниматься другими, внеуставными видами деятельности, напомнила исполнительный директор Благотворительного собрания «Все вместе» Кира Смирнова. Из-за этого, по ее мнению, пострадали системные проекты.
«Если раньше фонды адресной помощи старались уходить в системные проекты, то сейчас стало сложно собрать даже на обычную адресную помощь. Деньги собирают в основном на «гуманитарку», СИЗы. Доноры тоже переключаются с системных проектов на текущие актуальные. Это — потеря некоторых позиций, которые фонды успели наработать за предыдущие годы», — сказала Смирнова.
По ее словам, продвигать системные проекты после пандемии станет еще сложнее. «Пугает перспектива отката сектора на несколько лет назад», — подчеркнула эксперт.
Вернулись сборы на личные карты
Смирнова также обратила внимание на опасную тенденцию: многие представители НКО стали собирать деньги на личные карты.
«Люди хотят помочь, это хорошая инициатива. Но тут есть этический момент. Мы рассказываем донорам, почему хорошие фонды не собирают на карточки. А некоторые — все равно собирают! Это может нанести ущерб нашей работе. Это риск — хотелось бы, чтобы все немного образумились», — сказала Смирнова.
С ней согласна главный редактор Агентства социальной информации Алена Быкова. По ее словам, в СМИ во время пандемии возросло количество информации о частных сборах инициативных граждан или НКО. С одной стороны, это понятно: люди помогают как могут. К тому же информация о том, что кому-то нужна помощь, действительно важна.
С другой — возникает серьезный этический вопрос. «[Сборы на личные карты] — это не те ценности, которые мы разделяем», — подчеркнула Быкова. По ее мнению, в том числе из-за подобных сборов возникает угроза архаизации некоммерческого сектора.
Цена изоляции
Говорила об опасности архаизации и директор благотворительного фонда»Старость в радость», заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе Елизавета Олескина. По ее мнению, во время борьбы за спасение человеческих жизней люди стали забывать о том, как важно само качество этих жизней.
«Пандемия отбросила назад не просто наши достижения, а понимание целостности человека. Можно скатиться назад и бороться за спасенные жизни, но стоит вопрос: а каково качество этих жизней? Кто будет отвечать за миллионы людей с порушенной психикой после самоизоляции? Нельзя навязать людям ценности прошлого века: «Выжил — и хорошо». Наша задача — отвоевывать обратно отношение к целостности человека, не сводить все к нижней ступеньке пирамиды Маслоу», — сказала Олескина.
Эксперт сообщила, что фонд «Старость в радость» планирует запустить программу постковидной реабилитации. «Это вопрос нашего существования. Важно не скатиться к дихотомии «жизнь-смерть» прошлого столетия», — заключила Олескина.
Подушка безопасности и НКО как волонтерские организации
Среди других проблем эксперты называли отсутствие у большинства НКО подушки безопасности — не финансовой, но ресурсной. По мнению члена Общественной палаты и председателя региональной ревизионной комиссии ОНФ в Новосибирской области Игоря Галл-Савальского, организациям нужно задуматься о ее формировании.
Кроме того, общество снова стало воспринимать НКО как волонтерские организации, которые работают бесплатно. По мнению президента Сибирского центра поддержки общественных инициатив Елены Малицкой, это произошло из-за того, что в начале пандемии «все подавалось как добровольческие акции».
Теперь, по ее мнению, нужно, во-первых, понять, что делать с большим количеством добровольцев, которые откликнулись на пандемию. Во-вторых, подумать о грамотном позиционировании некоммерческого сектора, в котором «люди тоже получают зарплату».
Организаторы круглого стола — Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО и Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Источник: АСИ