Эксперты ОП РФ предложили внести изменения в закон о социальном обслуживании

26 апреля

22 апреля на площадке Общественной палаты Российской Федерации в онлайн-формате состоялся круглый стол «Барьеры доступа негосударственных поставщиков к рынку социальных услуг и предложения по доработке законодательства».

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, напомнила, что профильная Комиссия ОП РФ проводит постоянный мониторинг доступа НКО на рынок социальных услуг. В 2019 году в ОП РФ был подготовлен специальный доклад «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», в котором были названы существующие для НКО барьеры доступа к рынку социальных услуг и предложения по их устранению.

«В настоящее время мы планируем выпустить новый доклад о допуске к услугам в социальной сфере не только НКО, но и социальных предпринимателей. В апреле этого года совместно с Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере мы проанализировали существующее законодательство, провели опрос экспертов о том, какие барьеры в сфере доступа остаются, и обобщили предложения, в том числе законодательные, по их снятию», — пояснила Тополева-Солдунова.

Оксана Коротеева, член Общественного совета при Минтруде России, эксперт Комиссии ОП РФ, уточнила, что будет еще проведен опрос поставщиков услуг, руководителей органов исполнительной власти в ряде субъектов РФ.

«Доклад, к подготовке которого мы сейчас приступаем будет посвящен вопросам доступа негосударственных организаций на рынок услуг в социальной сфере, особое внимание будет уделено доступу на рынок социальных услуг», — рассказала эксперт.

Александр Спивак, руководитель профильной секции Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, рассказал о выявленных в ходе мониторинга барьерах доступа НКО к оказанию социальных услуг.

«Продолжают оставаться значимыми проблемы, связанные с экономически не обоснованными размерами компенсаций из бюджета за оказанные услуги: в соответствии с действующим законодательством, они устанавливаются субъектами РФ самостоятельно. Размеры компенсации чаще всего привязаны не к подушевому нормативу, а к тарифу, что создает существенную разницу в финансовом обеспечении одних и тех же услуг в государственном и негосударственном секторе», — отметил он.

Приглашенные на встречу эксперты, среди них юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор, руководитель программ ООО «Сениор Групп» Алексей Сиднев, директор БЦ «ХэсэдАвраам» Леонид Колтон, член Общественной палаты Вологодской области, председатель Вологодской общественной организации молодых инвалидов «Ареопаг» Анна Хрястунова и другие, рассказали о существующих барьерах и предложили ряд вариантов их преодоления.

Эксперты обратили внимание, что сама конструкция 442-ФЗ о социальном обслуживании такова, что порядок оказания социальных услуг передан в компетенцию регионов, как следствие — многие барьеры на доступ зашиты в законодательства субъектов.

Серьезная проблема — оплата выполнения заказов только по понесенным затратам. Так, в Санкт-Петербурге, где ранее негосударственные поставщики соцуслуг сталкивались с серьезной задержкой выплат, теперь принято постановление об оплате не по известному заблаговременно нормативу, а по фактически понесенным расходам. В итоге, если организация эффективно тратила средства, она останется без прибыли, не сможет направлять средства на развитие услуг, провести обучение персонала. Увеличивается количество отчетности. Но самое главное — снижается привлекательность сектора.

При этом поставщики будут вынуждены искусственно завышать затраты, как прямые, так и косвенные. В итоге все становится призрачно и непредсказуемо, подчеркнули эксперты.

Заместитель директора департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России Лариса Семенова рассказала, что Минтрудом подготовлены методические рекомендации по расчету финансовых затрат и подушевых нормативов, которые включают порядок расчета нормативов финансовых затрат на предоставление социальных услуг в стационаре и на дому, а также порядок подушевого финансирования социальных услуг.

Также ведется работа по созданию цифровой среды для взаимодействия поставщиков и получателей услуг. У них появится возможность направлять всю необходимую документацию через единый портал государственных услуг и через информационно-телекоммуникационные структуры субъектов РФ.

Начальник отдела контрактных отношений и закупок департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Анастасия Гюрова сказала, что регионам надо более внимательно подойти к определению перечня затрат, которые они будут компенсировать, тем более что решение по возмещению на основе затрат принимается регионами самостоятельно, федеральное законодательство их к этому не обязывает.

Участники круглого стола предложили подумать над возможностью внесения изменения в статью 30 Федерального закона №442-ФЗ, а именно уточнить формулировку и указать, что выплачивается компенсация недополученных доходов, на основании регионального подушевого норматива финансирования.

Источник: АСИ