«Социальный навигатор» составил ренкинг НКО

29 сентября

Ренкинг полезен для самооценки и саморегулирования НКО и поможет наладить межсекторное взаимодействие.

Фонд «Социальный навигатор» провел исследование российских благотворительных организаций и составил ренкинг. В нем организации разделены на четыре категории по степени соответствия критериям – открытость, социальная отчетность, финансы, управление и риски.

Что такое ренкинг

Это ранжирование, местоположение в шеренге, ряду. Задача ренкинга – упорядочивание информации об объекте, который анализируют по нескольким критериям.

«Наш ренкинг об открытости и прозрачности. Он не оценивает работу организации, он оценивает, как она себя представляет, насколько показывает информацию. Такой продукт будет востребован. Нам требуется навигация в сфере растущего некоммерческого сектора», — говорит Мария Черток, директор фонда «КАФ». Она входит в экспертный совет ренкинга.

Критерии оценки

В ренкинг вошли только 982 из почти 12 тыс. организаций. Остальные по разным причинам не соответствуют критериям. Самую высокую оценку — четыре звезды — получили 244 организации.
 
«Эти организации объединяет то, что они занимаются частным фандрайзингом. Это вынуждает их действовать по правилам. Среди них фонды, которые помогают онкобольным, больным детям, пожилым, бездомным людям», — прокомментировала исполнительный директор фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако.

Она рассказала, что менее устойчивые и прозрачные чаще всего организации с бюджетом менее 3 млн руб. в год. Корпоративные фонды также получили низкие оценки из-за непрозрачности.

«Есть два критерия, по которым ситуация была стабильно хорошей, — это публичное присутствие в соцсетях и финансы. Точка роста для большинства благотворительных организаций – это управление рисками: социальная отчетность и корпоративное управление», — отметила Задирако.

Зачем и кому нужен ренкинг

Татьяна Задирако считает, что ренкинг может стать эффективным механизмом межсекторного взаимодействия: между государством, корпоративными и частными донорами, волонтерами и НКО.

Заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая отметила, что ренкинг – важный механизм саморегулирования. Она обратила внимание, что критерии отбора в него очень жесткие.

«Возможно, этот механизм немного опережает уровень развития сектора. Но это хорошо — организациям есть куда тянуться», — отметила Иваницкая.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева также считает, что ренкинг полезен НКО для самооценки.

«Это не вопрос, как тебя воспринимают окружающие, это вопрос методологии, когда выделяются важные для группы организаций критерии. И сама организация может посмотреть на них не со стороны, а изнутри, и ответить, что именно для нее важно. Критерии могут совпасть со «звездами», а могут не совпасть. И это не значит, что организация плохая. Это выбор организации», — считает Орачева.

Задирако рассказала, что ренкинг приспособлен для получения аналитики. И фонд «Социальный навигатор» планирует предоставлять данные по запросу.

«Скорее всего, это будет коммерческая деятельность. Будем делать обзоры по регионам, направлениям деятельности, финансам, целевым группам. С тем, чтобы помочь частным донорам выбрать организацию в конкретном регионе, или корпоративным донорам, или госструктурам. Или будем консультировать НКО, как улучшить свое присутствие в соцсетях», — пояснила директор фонда.

Источник: АСИ