Новый рейтинг благотворительных НКО от RAEX
Рейтинг от 28 февраля показывает, какие НКО имеют достаточно ресурсов для лучшего управления пожертвованиями.
Приводим текст публикации:
Прозрачность на текущий момент стала ключевым индикатором развития организованной благотворительности в России. Итоги второго рейтинга благотворительных НКО, подготовленного Ассоциацией составителей рейтингов и рейтинговым агентством RAEX, показывают, что хороший менеджмент обеспечивает качество раскрытия информации, а информация способствует привлечению партнеров. А в итоге это залог стабильности и устойчивости к таким внешним шокам, как пандемия.
Рейтинг позволил получить очередную порцию статистики сектора организованной благотворительности в России. Совокупные поступления 819 вошедших в него благотворительных НКО по итогам 2020 года составили 88 млрд. рублей, из которых 50 млрд. рублей приходятся на корпоративные и частные НКО, а 38 млрд. рублей – на фандрайзинговые организации. Это почти вдвое больше, чем поступления участников пилотного рейтинга благотворительных НКО, который был опубликован в апреле 2020 года. Тогда мы предположили, что, что поступления участников рейтинга составляют порядка 90% совокупного финансирования всей организованной благотворительности в России – всего получалось около 50—55 млрд. рублей в год по состоянию на 2018 год.
Нужно признать, что это была слишком консервативная оценка. Определенную роль сыграло расширение охвата рейтинга — количество участников почти утроилось: с 293 НКО в 202 году до 819 в нынешнем рейтинге. В него впервые были включены российские отделения крупнейших международных благотворительных организаций (например WWF и «Гринпис»), а также крупные российские НКО, ориентированных на финансирование конкретного благотворительного проекта. Кроме того, порог для вхождения в рейтинг снизился.
Но, несомненно, налицо и органический рост сектора. Многие участники рейтинга-2022 не вошли в пилотный рейтинг, поскольку тогда они были слишком маленькими. Прошло два года — они выросли. Но даже удвоение совокупных объемов поступлений не изменило главного вывода, к которому мы пришли два года назад: российский сектор организованной благотворительности остается очень скромным, как в масштабах экономики, так и в реальном влиянии на жизнь российского общества. 88 млрд. рублей — это выручка всего одной компании, занимающей 184-ю строчку рейтинга крупнейшего российского бизнеса. Для сравнения, согласно отчету Giving USA-2020, объем благотворительных пожертвований в США в 2019 году достиг 449,6 млрд долларов.
Корпоративная щедрость
Стабильному росту российских благотворительных НКО мешают целый ряд долгосрочных и краткосрочных факторов, однако на временном горизонте, которым оперирует рейтинг, все они ушли на второй план. Наиболее важным фактором стала пандемия. Однако ее влияние на два изученных нами сегмента — фандрайзинговых НКО и корпоративных и частных НКО — оказалось совершенно различным.
Представители фандрайзинговых НКО неоднократно отмечали, что первый «ковидный» 2020 год оказался для российской организованной благотворительности одним из наиболее тяжелых за ее всю ее относительно недолгую историю. Данные рейтинга это подтверждают: если в 2019 году совокупный прирост поступлений включенных в него фандрайзинговых НКО составил рекордные 34%, а профинансированных средств — 41%, то в 2020 году динамика этих показателей снизилась до 14,3% и 1% соответственно. У более чем трети (35%) фандрайзинговых НКО в условиях пандемии сократились поступления. При этом форс-мажорные обстоятельства научили фандрайзинговые НКО гораздо более сдержано тратить деньги — 40,5% участников рейтинга сократили в 2020 году свои расходы. Иными словами, траты урезали даже те НКО, доступные финансовые ресурсы которых выросли или остались на прежнем уровне.
В сегменте корпоративных и частных НКО диаметрально противоположная картина. Если в 2019 году поступления участников этого сегмента в среднем выросли на скромные 10%, а расходы и того меньше – на 5%, то в «ковидный» 2020 год темпы прироста поступлений удвоились (средний рост на 21%), а расходов – в более чем в четыре (рост на 22%). Учитывая, что гранты корпоративных и частных благотворительных организаций в последние годы играют все более заметную роль в финансировании программ фандрайзинговых НКО, можно смело сказать, что именно частная и корпоративная благотворительность позволила нивелировать форс-мажорные последствия пандемии для сектора в целом.
В остальном в финансовом разрезе картина в российской институциональной благотворительности мало изменилась за последние два года. В частности, сектор по-прежнему отличает очень высокая концентрация финансовых ресурсов, причем за последние два года она даже выросла. На 10% крупнейших участников рейтинга, приходится более 71% всех поступлений. Похожая ситуация и в секторе корпоративных и частных НКО — на 10% крупнейших НКО здесь приходится 66,7% совокупных поступлений и 68% совокупных расходов участников рейтинга. Между прочим, это заметно больше, чем даже в суперконцентрированном российском корпоративном секторе — так, совокупная выручка 10% крупнейших компаний из рейтинга RAEX-600 в 2020 году составила чуть менее 60% совокупной выручки всех участников рейтинга.
Таким образом, несмотря на то, что ландшафт российской организованной благотворительности сложен и многообразен, львиной долей доступных ресурсов распоряжается считанное число участников сектора.
Справедливости ради необходимо отметить, что этот клуб не является закрытым – среди крупнейших по объемам поступлений благотворительных НКО регулярно появляются новые лица. Чего стоит, например, один только кейс фонда «География добра», который за считанные годы вырос из скромной костромской НКО в благотворительную организацию федерального масштаба, ежегодные поступления которой превышают 1,3 млрд. рублей.
Прозрачность – это выгодно
Информационная прозрачность большинства российских благотворительных организаций по-прежнему далека от идеала. Только 6,5% фандрайзинговых НКО опубликовали на своих сайтах все возможные для такого рода организаций формы отчетности за 2020 год: финансовую и нефинансовую отчетность по собственной форме, все или некоторые формы отчетности в Минюст РФ, а также бухгалтерскую отчетность. Два года назад ситуация была схожей – тогда все формы отчетности опубликовали 5% участников пилотного рейтинга. При этом 85 фандрайзинговых организаций из 617 не опубликовали вообще никакой отчетности за 2020 год, в том числе, и обязательные для таких организаций отчеты на сайте Минюста РФ. В целом, хотя бы один вид финансовой отчетности опубликовали всего 86,4% вошедших в рейтинг фандрайзинговых НКО.
Еще одно не внушающее оптимизма наблюдение — только 26% фандрайзинговых организаций, по оценкам RAEX, опубликовали информацию, обеспечивающую информированное согласие жертвователя на финансирование административно-хозяйственных расходов и расходов на ФОТ НКО. Вместе с тем, для фандрайзинговых НКО раскрытие такого рода информации, по мнению абсолютного большинства экспертов, с которыми мы общались при подготовке рейтинга, крайне важна, жертвователь в праве знать, как расходуются его средства.
С раскрытием информации частными и корпоративным НКО ситуация, традиционно, обстоит несколько хуже – только 2 (!) из 203 организаций опубликовали все возможные виды финансовой и нефинансовой отчетности. Отчасти это понятно: организации отчитываются, прежде всего, перед своим учредителем и он решает, насколько эффективно используются его средства.
Тем не менее, определенные подвижки к лучшему заметны. Например, публикация годовой нефинансовой отчетности (в данном случае можно вынести за скобки ее качество) стала обычной практикой для лидеров рейтинга — ее по итогам 2020 года опубликовали 88% участников топ-100 рейтинга фандрайзинговых НКО. Еще два года назад это было не так — даже среди топ-10 лидеров рейтинга актуальную на тот момент нефинансовую отчетность опубликовали только половина. Содержательные годовые отчеты доступны на сайтах только 22% корпоративных и частных благотворителей. Справедливости ради, среднее качество таких отчетов все же несколько выше, чем у их коллег-фандрайзинговых НКО, поскольку частные и корпоративные организации чаще опираются на стандарты, принятые в корпоративном секторе.
Еще одно важное наблюдение: «молодые» организации уделяют качественному раскрытию информации о своей деятельности, зачастую, большее внимание, чем многие заслуженные НКО. Половина фандрайзинговых НКО из топ-30 по показателям информационной прозрачности зарегистрированы менее 8 лет назад. Девять из них два года назад вообще не попали в рейтинг, поскольку были на тот момент слишком маленькими. Сейчас поступления каждой из этих организаций превышают 10 млн. рублей.
Именно среди небольших и «молодых» НКО, больше всего организаций, достигших существенного прогресса в раскрытии информации. В то же время, многие крупные НКО, которые долгие годы были лицом организованной благотворительности в России, либо никак не продвинулись вперед в этой области, либо сделали шаг назад. Например, ряд крупных авторитетных НКО в прошлом году впервые не опубликовали нефинансовую отчетность.
В целом, топ-30 по показателям прозрачности фандрайзинговых НКО пережили тяжелый 2020 год значительно легче, чем их коллеги по сектору — в среднем, поступления этих организаций выросли на 34% по сравнению с 14% в среднем для всех участников рейтинга.
Было бы заманчиво заявить, что именно прозрачность обеспечила им столь уверенный рост, но, по-видимому, причиной успехов в фандрайзинге является общее высокое качество управления этими НКО, одним из частных проявлений стало качественное раскрытие информации. Быстро развивающиеся НКО придерживаются, в целом, тех же подходов к раскрытию информации, что методология рейтинга RAEX. В первую очередь, это касается информационного наполнения официальных сайтов, публикации всех возможных форм отчетности, даже если они дублируют друг друга, детальному раскрытию информации о затратах на административно-хозяйственные расходы и ФОТ, структуры нефинансовой отчетности.
Среди частных и корпоративных фондов лидерство сохранил Фонд Потанина, объем поступлений у него превысил 2,3 млрд рублей. В таблице 2020 года этот фонд также был на первой строчке. В топ-5 нового рейтинга ещё вошли Фонд Тимченко, НКО «Вклад в будущее», фонд «Искусство, наука и спорт» и БФ «Почет».
Из фандрайзинговых фондов первое место у «Русфонда» (тоже сохранил первое место с пилотного рейтинга). Следом за ним идут «Подари жизнь», «Дом с маяком», «Вера» и фонд Константина Хабенского.
Партнёрский потенциал — один из ключевых факторов при принятии решения о целесообразности пожертвования в данную благотворительную НКО и выстраивания партнёрских отношений с ней с точки зрения способности обеспечивать целевое назначение пожертвований, эффективности её деятельности и возможных репутационных издержек.
Оценка НКО проводилась по трем группам показателей. Это масштаб деятельности, информационная прозрачность (полнота и качество раскрытия информации), признание достижений обществом и их активность в медиа пространстве. На все эти факторы в сумме стоит ориентироваться при принятии решения о пожертвовании.
Среди наблюдений, сделанных аналитиками RAEX по результатам рейтинга можно отметить следующее:
Частные и корпоративные НКО пережили пандемию более стабильно, чем фандрайзинговые, сказалась планомерная помощь их учредителей.
Сектор благотворительности очень концентрированный, в секторе корпоративных и частных НКО на 10 % крупнейших НКО приходится 66,7 % совокупных поступлений, в секторе фандрайзинговых НКО — более 71 % всех поступлений.
Уровень прозрачности многих благотворительных НКО невысок, однако, во-первых, он постепенно повышается, во-вторых есть очевидная связь между качеством раскрытия информации и результатами НКО, наиболее прозрачные НКО прошли пандемию более легко, они оказались более устойчивыми к внешним шокам.
Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Со всеми рейтингами, включая лавный рейтинг (две части); субрейтинги корпоративных и частных НКО; субрейтинги фандрайзинговых НКО, можно познакомиться по ссылкам в оригинальной публикации: https://raex-rr.com/charity/NKO_rating_2022