Хороший тон: как партнеры определяют открытость НКО

8 апреля 2022 года

Как связаны прозрачность и сайт и что в отчете интересует донорские и коммерческие организации.

7 апреля, в День прозрачной благотворительности, Благотворительное собрание «Все вместе» при поддержке Фонда президентских грантов провело онлайн-конференцию «Прозрачность как фактор устойчивости и эффективности НКО».

Одну из дискуссий посвятили информационной открытости, как обязательному условию для взаимовыгодного партнерства доноров и НКО. Модерировала дискуссию Александра Болдырева, исполнительный директор Форума доноров.

Насколько НКО открыты сейчас

Как отметила Болдырева, Форум доноров наблюдал за интересом доноров и донорских организаций через проект «Барометр». За последние два года он показал рост заинтересованности в открытости информации, которую могут предоставить доноры-партнеры.  

Елена Малицкая, президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив, тоже заметила, что в последнее время появляется запрос на информационную открытость НКО. Это связано с появлением критерия для оценки и в конкурсах Фонда президентских грантов, и в конкурсе годовых отчетов «Точка отчета». Все это повлияло и на маленькие региональные организации.  

По мнению Малицкой, запрос на прозрачность в будущем будет только больше, и, возможно, НКО стоит сосредоточиться на предоставлении открытой информации не только крупным донорам, но и обычным людям.  

На что смотрят доноры 

Как отметила Анастасия Савельева, начальник управления внешних социальных программ и нефинансовой отчетности Департамента социальной политики «Металлоинвест», для компании важна не сама отчетность, а что внутри нее. 


Во-первых, важно, чтобы НКО взаимодействовала с заинтересованными сторонами. 

«Хочется понять, как некоммерческая организация выстраивает отношения со своими благополучателями и стейкхолдерами, как учитывает обратную связь и какие-то предложения. Это важно показывать в отчетах и презентациях, с которыми НКО идет к бизнесу», — сказала Савельева. 

Во-вторых, по ее словам, важным, но не проработанным моментом остается оценка эффективности совместной работы. Несмотря на то, что оценка эффекта — это всегда сложно, бизнесу важно видеть движение проекта. Поэтому НКО лучше иметь системы, по которым измеряется результат той или иной деятельности. 

«Эти два аспекта позволяют понять, насколько НКО интегрирована в жизнь и в повестку всего сообщества и бизнеса в том числе», — отметила она.  

По словам Ксении Ветровой, менеджера устойчивого развития «Вымпелком», уверенности в партнерах придают, в частности, членство НКО в какой-то ассоциации, публичность их представителей. 

Компании нравится, когда на сайте удобная навигация, когда есть интерактивная версия годового отчета и гиперссылки в нем, чтобы сравнить результаты с предыдущими годами. Также они приветствуют инклюзивность сайта и годового отчета, чтобы с ним могли ознакомиться люди с разными потребностями. 

Фонд «В ответе за будущее» выступает и как донорская, и как фандрайзинговая организация, пояснила Екатерина Левшина, член правления, руководитель программ фонда. По ее словам, прозрачность и открытость НКО уже стали стандартом качества и правилом хорошего тона. 

«Выбирая, кого поддержать, мы смотрим на сайт. Сайт, несмотря на наличие соцсетей, остается площадкой для обобщения информации о работе НКО, там же смотрим на годовой отчет», — рассказала Левшина.

От партнеров «В ответе за будущее» ожидает «некой публичности»: фонд замечает, когда потенциальные партнеры участвуют в конференциях, вебинарах, конкурсах. Это, по словам Левшиной, показатель того, что организация готова открыто о себе говорить. 

По ее мнению, задача донорских организаций — прививать правила хорошего тона, то есть информационной открытости и прозрачности. 

«Сохранение культуры открытости — тот вызов, с которым мы сейчас столкнулись и будем сталкиваться. В этом смысле разумная открытость и прозрачность — это тот инструмент, который позволит нам достойно выходить из сложных ситуаций», — заключила Александра Болдырева. 

Источник: АСИ