Как Центробанк собирается обучить банки работать с некоммерческими организациями

7 июля 2022 года

Какие проблемы НКО призваны решить новые рекомендации для банков и облегчит ли это процесс кредитования НКО.

Центробанк разработал методические рекомендации для обеспечения единства подходов при предоставлении кредитов социально ориентированным некоммерческим организациям. Зачем они нужны, в чем их преимущества и слабые стороны, рассказывают председатель постоянной комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества Светлана Маковецкая и президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» Павел Гамольский.

Как НКО начали получать банковские кредиты

В 2020 году в связи с пандемией вышло новое постановление Правительства — оно было адресовано в том числе СО НКО. В документе шла речь о том, что банки будут выдавать организациям кредиты. Если организация, получившая кредит, выполнит определенные условия — сохранит количество рабочих мест не меньше прописанного показателя, то банк простит этот кредит организации. Сам банк при этом ничего не теряет — государство компенсирует ему потраченную сумму.

Некоммерческие организации начали довольно активно обращаться в банки с просьбой дать им кредит на уставную деятельность. Всего в банки в 2020 году обратились 2458 организаций, при этом отказано в кредитах было в 802 случаях — то есть каждой третьей организации, говорит Светлана Маковецкая.

«Когда мы начали выяснять, с какими проблемами сталкивались НКО в тот год при получении поддержки, выяснилось, что некоторые организации даже не дошли до подачи заявления. Одни не поняли, где на сайте находится нужная им информация — а она, оказывается, находилась внутри раздела про малый и средний бизнес. Другие не понимали, какие документы нужно предоставить», — заявляет Маковецкая.

Также многие НКО столкнулись с ситуацией, когда банк вдруг сказал: «А мы не дадим вам кредит. Вы недостаточно финансово устойчивы, вы сегодня есть, а завтра вас нет». Хотя если организация серьезная, то было очевидно, что она выполнит несложное для себя условие по сохранению рабочих мест, говорит Павел Гамольский.

Причина такого «поведения» банка в том, что он привык оценивать финансовое состояние организации, чтобы понимать: вернут ли ему потом кредит и проценты по кредиту. Если у банка есть сомнения, то он скажет организации, что она нежелательный клиент с точки зрения получения кредита.

Как оценить финансовую стабильность НКО

Проблема в том, что можно легко оценить бизнес — его прибыль, рентабельность, оборачиваемость, бизнес-план и план развития. Но не существует никаких методик оценки финансового состояния некоммерческой организации.

Что же тогда говорит о финансовом благополучии некоммерческой организации? Например, стабильная грантовая история, субсидии и пожертвования. Или регулярная прибыль от приносящей доход деятельности. Но никак не оборачиваемость или ликвидность. Таким образом, любая некоммерческая организация — большая или маленькая — по привычным для банка показателям окажется неустойчивой и ненадежной, подчеркивает Павел Гамольский.

«Мы поняли, что у банков вообще нет сформированных требований к предоставлению кредитов СО НКО — они не понимают, как оценивать их финансовую устойчивость и риски при их кредитовании», — говорит Светалана Маковецкая.

Несмотря на то, что антикризисные меры уже прошли, проблема остается актуальной — НКО по-прежнему испытывают значительные трудности с получением банковского кредита. Например, когда им нужны оборотные средства, если они поставщики услуг социальной сферы. Эти средства нужны здесь и сейчас — потом они смогут погасить кредит субсидиями. Но банки отказывают. Так у комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества и возникла идея научить банки работать с НКО.

Как научить банки работать с НКО

В стране много разных банков, поэтому Центробанк остановился на идее, что будет выпущен единый для всех кредитных организаций документ с методическими рекомендациями, как работать с НКО, учитывая их специфику.

В чем главные преимущества такого подхода:

  • Рекомендации выпустил Центробанк — то есть общий регулятор для всех банков.
  • Большая часть рекомендаций — это ликбез для специалистов банков, чтобы они могли понять, кто такие СО НКО, как они регулируются, из чего формируют свои средства, каковы источники их доходов, как они отчитываются и как банки могут посмотреть их финансовое положение.
  • В отдельном разделе подробно описана оценка финансового положения НКО — указано, что в качестве источников погашения кредита можно рассматривать не только доходы от предпринимательской деятельности, но и стабильную прогнозируемую часть целевых поступлений, например субсидии или регулярные пожертвования — это и есть специфика НКО. 

Также, по словам Светланы Маковецкой, в документе есть еще одна важная ограничительная вещь — в качестве обеспечения возврата кредита могут быть использованы гарантии, поручительства и залог. В последнем случае залоговое имущество можно сформировать из того, что организации используют в своей основной деятельности — например, помещение или оборудование. Еще одна учтенная специфика НКО — ограничение на залог, то есть на изъятие такого имущества. То есть сначала НКО предложат использовать гарантии и поручительство.

Помогут ли рекомендации НКО проще получить кредит

Павел Гамольский подтверждает, что изначальная идея рекомендаций правильная, однако к тексту рекомендаций есть большие претензии.

В четвертом разделе документа написано: «Решение о кредитовании социально ориентированной некоммерческой организации принимается кредитной организацией исходя из оценки финансового положения заемщика и его кредитоспособности. При этом могут быть использованы подходы, принятые кредитной организацией к оценке кредитоспособности заемщика из сегмента коммерческих организаций». То есть все равно идет ссылка на подходы, принятые для оценки коммерческих организаций.

Далее рекомендации упоминают стабильную прогнозируемую часть целевых поступлений и доходы от предпринимательской деятельности — в чем здесь проблема?

Во-первых, у организации может не быть доходов от предпринимательской деятельности. Во-вторых, важно разобраться, что такое стабильная прогнозируемая часть целевых поступлений. Пример: если коммерческая организация X пообещала некоммерческой организации Y пожертвовать деньги и сделала она это путем подписания договора — она себя связала юридически. Если пожертвование не было получено, то некоммерческая организация теоретически может подать в суд и выиграть его.

«Но представьте текущую ситуацию: у НКО были стабильные жертвователи и обеспечивали в полном объеме уставную деятельность организации. В этом году сильно ухудшилось финансовое положение многих коммерческих структур и они перестали жертвовать. И что, НКО подаст на них в суд? Она ничего не добьется и только испортит свою репутацию. Сборы упали у всех и говорить сейчас о каких-то стабильных прогнозируемых целевых поступлениях больше нельзя», — говорит Гамольский.

Какие еще претензии к документу — в рекомендациях говорится о поручительстве, гарантиях и залоге. Предполагается, что кто-то будет поручаться за некоммерческую организацию, что она вернет кредит. Вряд ли. Что касается залога — основных средств у подавляющего большинства НКО нет. В лучшем случае, это компьютеры — то есть закладывать нечего.

В сухом остатке, по словам Павла Гамольского, получается так — все, что написано в этих методических рекомендациях, относится к коммерческим организациям. Или в крайнем случае к НКО, у которых есть приносящая доход деятельность.

«Единственный плюс этого документа — он знакомит банки с понятием НКО. Но в целом эти рекомендации никак не применимы и весь этот документ нежизнеспособен», — заявляет эксперт.

Задел на будущее

Эти поправки не решают все вопросы, но создают основу для их решения, заверяет Светлана Маковецкая.

Проблемы, которые по-прежнему остаются, связаны, например с тем, что деятельность НКО действительно не является прогнозируемо стабильной. Она зависит и от конкурсного финансирования, и от рекуррентных платежей. Хорошим решением было бы, если НКО могли получать меры поддержки не через банк, а через региональные фонды поддержки малого и среднего бизнеса — это позволяло бы получать деньги в случае, когда финансовая модель «накренилась».

Еще одна хорошая идея на будущее, по мнению Маковецкой, — размещать средства государственной поддержки в специализированные фонды, которые финансируют именно деятельность НКО, а не отдельные проекты.

Дополнительная мера, которая бы также поспособствовала устойчивости НКО, — это страхование профессиональных рисков — сейчас такой механизм попросту отсутствует, заявляет спикер. И, наконец, еще один способ, который мог бы решить проблемы финансирования НКО, — возможность создания кооперативов и микрофинансовой сети, куда организации совместно вкладываются и из этого ресурса могут пополнить свои средства. 

Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

Исочник:АСИ