Исследование Теплицы социальных технологий: половина НКО не используют цифровой потенциал
Команда Теплицы запускает исследовательское направление, чтобы лучше понять российское гражданское общество с помощью методов data science. В январе-феврале 2022 года в Лаборатории исследований гражданского общества изучили сайты 9545 российских НКО и проверили, насколько они соответствуют современным стандартам поисковой оптимизации и пользовательского опыта. Команда Лаборатории делится результатами и выводами своего исследования.
Контекст и метод исследования
В России пандемия COVID-19 стала стимулом цифровизации НКО, работающих на благо общества. Даже те организации, которые раньше считали, что их работа должна проходить только офлайн, стали проводить больше мероприятий для волонтеров и благополучателей в Интернете. До 10% команд НКО, которые раньше не использовали для организации событий онлайн-инструменты (в том числе программы для видеоконференций и мессенджеры), обратились к ним. В онлайн также перенеслись сборы пожертвований и общение с контрагентами.
В связи с этими событиями команда Лаборатории сосредоточилась на исследовании онлайн-коммуникации и оценила, как организации используют цифровые технологии для общения с аудиторией. В качестве предмета исследования выбрали наиболее популярный и поддающийся автоматизированному сбору данных ресурс — сайт.
В Лаборатории изучили коммуникативный потенциал сайтов НКО — способность передавать пользователям наиболее важную и существенную информацию. Характеристики сайтов, отражающие коммуникативный потенциал, команда определила с помощью методологии исследователей коммуникаций НКО Морина Тейлора и Майкла Кента.
Адаптировав эту методологию к реалиям 2020-х годов, команда Лаборатории исследовала следующие характеристики сайтов:
— наличие мобильной версии;
— соблюдение рекомендаций веб-стандартов доступности (WCAG);
— скорость загрузки страниц;
— наличие файла Robots.txt и карты сайта;
— наличие SSL-сертификатов.
Помимо этого, в Лаборатории изучили косвенные признаки, говорящие об эффективности коммуникаций НКО: наличие ссылок на соцсети и разделы о помощи (для доноров и волонтеров) на главной странице.
В своей работе команда использовала веб-скрейпинг и сервисы API для сбора данных об НКО, а затем самостоятельно обрабатывала их. Это позволило избежать субъективных оценок представителей самих НКО о том, как устроены их коммуникации и какой эффект они могут иметь.
Результаты исследования
Команда Лаборатории пришла к следующим выводам.
У большей части организаций выполняются некоторые из важнейших требований поисковой оптимизации (SEO). Файлы robots.txt и карты сайта, правильность расстановки тегов при верстке страниц соблюдаются у 60-80% исследованных сайтов. Это важно для того, чтобы поисковые системы хорошо индексировали сайты.
Время загрузки страниц на 85% исследованных сайтов соответствует показателю «быстро», согласно метрикам Google. Это хороший и важный результат. Когда скорость низкая, пользователи обычно не дожидаются открытия страницы и уходят на другие ресурсы. В итоге сайт не только теряет посетителя, но и в следующий раз не будет показан тем, кто попробует найти информацию в Яндексе или Google, — ресурс потеряет рейтинг в поисковой выдаче.
Почти у 80% сайтов нет подключенных сервисов веб-аналитики (трафика и портрета пользователя).
Это значит, что многие организации либо не знают о такой возможности, либо сознательно игнорируют ее.
Корректные сертификаты безопасности (SSL) есть чуть больше, чем у половины сайтов.
Отсутствие сертификата негативно влияет на восприятие сайта — около трети пользователей уходят, обнаружив, что сайт не защищен (то есть не имеет актуальных сертификатов безопасности), и примерно половина посетителей таких сайтов замечают, что не будут вводить на подобных сайтах свои персональные данные и данные банковских карт. Кроме того, сайты с отсутствующим или просроченным SSL-сертификатом теряют позиции в поисковой выдаче, а также не открываются отдельными браузерами.
Почти у половины российских некоммерческих организаций нет мобильной версии. Это существенный недостаток, так как большая часть россиян выходит в Интернет именно со смартфонов.
Практическое применение исследования
Собранные данные представители Теплицы публикуют под открытой лицензией в своем репозитории GitHub. Сотрудники НКО могут проверить там показатели своих организаций. А донорам и партнерам НКО эти данные помогут заметить «пробелы», которые влияют на коммуникацию с организациями, и при необходимости найти другой способ связи.
Команда Лаборатории также приглашает представителей академического сообщества, активистов и журналистов исследовать и комментировать собранные материалы.
Исследователи Лаборатории уверены: методами data science можно измерять пульс присутствия гражданского общества в Интернете и найти закономерности, скрытые от иных методов исследования. В планах у команды Лаборатории — расширение как выборки акторов гражданского общества, так и замеряемых форм коммуникации.
источник: https://te-st.ru/2022/06/21/ngo-communicative-capacity-research/