Влюбиться за шесть минут: как небогатые северные деревни становятся хозяевами своей судьбы
Больше половины россиян живет на малых территориях – в селах, поселках и городах с населением до 200 тысяч человек. Как им можно помочь? И могут ли они помочь себе сами? Вот что об этом думают в Архангельской области.
Добро пожаловать в Нью-Ёркино
Короткий ответ: могут. Но путь будет длинным. Директор архангельского Центра «Гарант» Марина Михайлова знает множество историй, когда жители сами перезапускали жизнь своей деревни или села, где, казалось, надежды на развитие уже нет. И везде механизм один: люди должны прочувствовать, что это их совместное дело.
«У местных проекты долго вызревают, но зато они устойчивые», – говорит Марина.
И приводит в пример Дом ремесел «Марфин дом» в деревне Ёркино Пинежского района (известный в благотворительных кругах как кейс «Нью-Ёркино»). Все началось с того, что местные женщины создали ТОС (территориальное общественное самоуправление), вскапывали поля и выращивали картошку на продажу. На вырученные деньги восстановили несколько ткацких станков. И поставили их в доме, где раньше жила Марфа Томилова. Начали собираться там, чтобы вместе рукодельничать – ткать половики, салфетки, разноцветные пинежские пояса. Так 20 лет назад в Ёркино появился «Марфин дом».
Фото: Анастасия Чепиль
Постепенно он стал не только местом встреч жителей деревни, но и точкой притяжения для туристов. В пандемию этот ручеек иссяк, но сейчас восстанавливается. Новых гостей по-прежнему угощают кашей на жерновах, специально для которой в деревне выращивают и обрабатывают ячмень в молотилке, оплаченной краудфандингом.
Про краудфандинг – история отдельная, как раз о том, чем малым территориям могут помочь большие города. Эту краудфандинговую программу организовал Центр «Гарант», работающий в Архангельской области как ресурсный центр уже 26 лет. Он самыми разными способами помогает активистам, инициативным группам, НКО и социальным предпринимателям. В частности, придумал технологию «Круг благотворителей» и реализует ее с 2017 года.
Фото: Ева Рудина
Выглядит это так: на благотворительном мероприятии презентуется три проекта, отобранные на конкурсной основе. Презентации не приветствуются, вместо них – театрализованные представления, песни и танцы, игры с залом.
«За шесть минут в тебя должны влюбиться и быть готовы отдать деньги, – говорит Марина Михайлова. – Как минимум мы собираем 45-50 тысяч рублей на проект, но обычно раза в два больше. Стандартная реакция гостя: хотел дать тысячу, отдал пять, но в следующий раз зовите».
Солидарен с вами
В нынешнем году «Марфин дом» стал одним из участников грантового конкурса «Солидарные сообщества» Фонда Тимченко. Он направлен на решение проблем малых территорий – совместными силами всех, кто там живет. В 2022 году конкурс проводился во второй раз.
Фонд Тимченко много лет работает с уязвимыми группами – пожилыми людьми, нуждающимися в помощи, семьями в трудной жизненной ситуации. Но также поддерживает и активистов, готовых развивать свою малую родину, например, с помощью культурных инициатив. Конкурс «Солидарные сообщества» – попытка совместить в одном проекте несколько подходов. А еще возможность выделить средства на то, на что фонд до этого гранты не давал – благоустройство, экономическое развитие.
В обмен на эти расширенные возможности Фонд ждет от участников конкурса, собственно, солидарности – включения в общее дело не только лидеров, но и представителей уязвимых групп.
Гипотеза фонда в том, что населенный пункт не сможет развиваться без сплоченности всех без исключения местных жителей, без понимания, почему они там живут и как могут быть друг другу полезны.
На второй год Фонд расширил географию конкурса: он проводится уже в пяти регионах вместо трех: Нижегородской, Архангельской и Самарской областях, Пермском и Приморском краях. Везде оператором конкурса выступает региональный партнер. В Архангельской области, где победителей больше всего (9 из 34 проектов), это как раз Центр «Гарант».
Кремлихинские звезды
Конечно, хорошо, когда соседи дружат, помогают друг другу, стараются делать лучше жизнь своего небольшого поселения. Но как этого добиться на практике? Тем более что деревенские привыкли жить обособленно, их из дома и с огорода не вытащить.
Фото: Ева Рудина
В деревне Кремлиха Шенкурского района все началось с Масленицы. Несколько лет семья Владыкиных-Врачевых устраивала в деревне проводы Масленицы – с катанием с горки, сожжением чучела, играми для детей. К общему веселью присоединялись и другие (всего в Кремлихе живет чуть больше ста человек). Потом прибавился первоянварский квест.
«Наряжаемся Бабой-Ягой, лешим, домовым и гоняем детей от начала деревни до смотровой площадки и обратно», – рассказывает Дарина Владыкина. Тут уж каждый родитель такое не пропустит: даже если ребенок для квеста слишком мал, подарок он все равно получит.
Так благодаря семейным мероприятиям в Кремлихе появилась инициативная группа, которая начала отслеживать грантовые конкурсы. Возглавила ее Мария Врачева, двоюродная сестра Дарины. Она живет в ближайшем городе Шенкурске и держит там сувенирную лавку, работает с мастерами Шенкурского района. Но в деревне бывает постоянно: там живут ее родственники, стоит дом дедушки и строится собственный.
Фото: Ева Рудина
Называется инициативная группа «Федорова гора» – по самому красивому месту в деревне. Это широкая полоса холма, отделяющая деревню от остального мира. С нее открывается вид на луг, озеро и речку. Собственно, чтобы любоваться было удобнее, инициативная группа придумала оборудовать на этом месте смотровую площадку. Деньги на материалы собрали все на том же «Круге благотворителей», организованном Центром «Гарант», а строили своими руками – строгали доски, варили металлическую основу.
Теперь туда приезжают даже люди из Шенкурска и соседних деревень. А самый популярный кадр со смотровой из «Федоровой горы» – с самодельными белыми крыльями.
Фото с личной страницы в ВК Татьяны Лемудкиной
На конкурс «Солидарные сообщества» кремлихинцы подали проект «Ремесленная деревня» – и выиграли. Все лето жители деревни (от семи до пятнадцати человек) бесплатно участвовали в серии мастер-классов по традиционным и нетрадиционным ремеслам в специально купленном для этого шатре. «Берестоплетение, ткачество поясов, создание кукол, шенкурская роспись, шов-роспись, набойка по ткани, гончарное ремесло, лоскутное шитье. И мы еще лампу-светильник делали», – рассказывает Мария.
Увидеть все это можно будет на онлайн-выставке. А когда мастера осилят свою линейку товаров, их возьмут на реализацию в сувенирную лавку Марии.
«Берестоплетение – это древнее ремесло, которое дошло до наших дней. Традиционные ремесла более живучи в плане сувениров, чем декоративные. Хорошо продаются солонки, конфетницы, сухарницы из бересты, которыми люди пользуются каждый день», – говорит Мария.
На ближайшие месяцы запланировано рукоделие. Зреет мысль оборудовать между Кремлихой и соседней деревней поле для мини-футбола и волейбола, чтобы дети и взрослые могли играть.
Мир Мироминской
Жителей деревни Мироминская Вельского района впервые свел вместе «ЭкоИнтегратор» – оператор по вывозу отходов, который в 2020 году пришел в Архангельскую область. «Так народ было не собрать, а тема, на чьей улице контейнеры будут стоять, всколыхнула всех», – рассказывает Анастасия Кожина, руководитель местного ТОСа. Выяснилось, что сообща обсуждать нужды территории очень удобно. Тем более что их хватало – от строительства детской площадки до оборудования бонов для полоскания белья. Водопровода в деревне нет, скважины – только у тех, кому хватило на это денег. Остальные ходят на речку: белье полоскать, ковры стирать, самовары песком чистить.
Фото: Ева Рудина
Фото: Ева Рудина
Теоретически благоустройство деревни – задача администрации. Мироминская вместе с еще 34 населенными пунктами входит в состав Усть-Вельского сельского поселения. В том же 2020 году был создан ТОС, и глава района получил от него сразу несколько заявлений. Починить сгнивший колодец помог: заказал деревянную крышу, железобетонные кольца, оплатил экскаватор. А на детскую площадку выделил всего 140 тысяч вместо запрошенных 250. Пришлось искать спонсоров, но в итоге все получилось: площадка с горкой и каруселями теперь в деревне имеется.
Фото: Ева Рудина
Однако мироминцев было не остановить, идеи по благоустройству сыпались одна за другой. Часть из них вошла в проект «Сельские альтернативы» для «Солидарных сообществ». Например, нужна была крытая остановка, где школьники могли быть ждать автобус. Решили задачу, как водится, сообща: власти привезли каркас, на грант Фонда Тимченко были куплены материалы, а работу взяли на себя мужчины.
Менеджмент проектов здесь тоже распределенный: ТОСом руководит Анастасия Кожина, староста деревни – Николай Коротаев, а казначей Татьяна Павлова заведует фондом деревни, созданным для решения мелких проблем. Пожертвования в фонд добровольные и регулярные. В них участвует половина деревни, где в общей сложности 60 домов. Кстати, отличительная особенность Мироминской – здесь почти нет пустующих изб. Жить здесь хорошо: и город рядом, и грибные и ягодные места недалеко. Даже молодежь покупает дома и переезжает, вливается в насыщенную жизнь Мироминской.
Евгения Рудина-Ладыжец
руководитель проекта «Солидарные сообщества» фонда Тимченко
«Согласно теории социолога Джоди Дин, есть три типа солидарности. Первый, знакомый всем, – когда ты включаешь в свой круг свою семью, но больше никому особо не помогаешь. Второй тип – профессиональная солидарность. Пример – клубы предпринимателей, сообщества врачей. А в этом проекте мы людей ведем к третьему типу – рефлективной солидарности. Когда сильный лидер, сильное сообщество осознанно делает шаг в сторону более слабого, не такого ресурсного, и его подтягивает к себе».
Автор текста Полина Сурнина
Источник:АСИ