Марина Михайлова: «Когда ресурсник хорошо работает — его не заметно»
Директор Группы некоммерческих организаций «Гарант» о том, как они растят новые ресурсные центры в Архангельской области и помогают сектору чувствовать себя спокойно.
У некоммерческих организаций Архангельской области достаточно высокая проектная культура, также у нас в регионе стабильно высокий процент количества выигравших на количество поданных на конкурсы заявок.
Отчасти эти результаты мы связываем и с нашей работой: мы давно занимаемся обучением проектированию, много консультируем. Первые грантовые конкурсы в Архангельской области начали проходить в 2001 году, то есть грантовая история в регионе длинная, немного территорий могут этим похвастаться.
Еще в области с начала 2000-го проводятся конкурсы для ТОСов (территориального общественного самоуправления), по сути это тоже поддержка активных граждан и их инициатив, а из них впоследствии могут вырасти НКО.
Особенности региона
Одна из особенностей региона (думаю, не только нашего) состоит в том, что большинство некоммерческих организаций сконцентрированы в городах. Территория области обширная, крупных городов при этом мало, а сельских территорий, наоборот, много.
Получается так, что в отдаленных районах, где много нерешенных проблем, НКО очень не хватает.
Восемь лет мы реализуем программу «Малым территориям большое будущее», которая как раз сфокусирована на том, чтобы «разбудить» людей в районах, помочь им проявить свою активность, поверить в себя, поддержать, чтобы они начали реализовывать свои инициативы.
Таким образом, активные люди начинают верить в свои силы, сами меняют жизнь вокруг себя к лучшему. Из таких инициатив впоследствии тоже появляются некоммерческие организации, которые достаточно успешно продолжают работать.
Для того чтобы эти инициативы развивались и становились сильнее, мы стараемся помогать созданию ресурсных центров из сильных лидеров в этих районах — таких сейчас уже 12.
Как «разбудить» общественную активность
Работа в этом направлении идет достаточно успешно, но чтобы развивать территории и общественную активность, нужны две важные вещи: совместная деятельность и время. Усилить общественную активность — дорогостоящее и трудозатратное дело.
Нельзя просто так приехать, за полдня рассказать «как круто быть активными» и уехать.
Это все происходит медленно, людям надо примерить на себя новые роли, попробовать что-то сделать, ошибиться, снова попробовать.
Мы ездим по области, проводим разные форматы встреч и ищем активных местных жителей. Это важно, потому что если у тебя нет «своего» человека с этой территории, успеха добиться невозможно. Люди не верят «чужакам». Так что мы целенаправленно на месте ищем тех, кто хочет что-то поменять у себя в районе и готов вкладывать в это силы и время.
Затем мы приглашаем их на Школу лидеров и вместе обсуждаем: что они хотят сделать, почему это важно, как они это видят. Так люди начинают примерять на себя роль лидера территории.
После этого мы предлагаем им вернуться домой и поговорить с жителями: узнать, что их волнует, что они хотят изменить и готовы ли они в этом участвовать. На этом этапе происходит первая проверка на намерение: готовы эти лидеры сами начать делать что-то?
С теми, кто готов двигаться дальше, мы проводим цикл встреч уже на их территории — так появляются первые проектные идеи. После цикла обязательное условие, чтобы у каждой проектной идеи появился ее «держатель»: если ты что-то предложил и тебе интересно это делать, ты за это отвечаешь.
Дальше мы организуем проектные мастерские, а лидеров территорий учим, как консультировать людей по их проектным идеям. Тогда эти идеи превращаются в настоящие микропроекты, которые можно и нужно реализовать. Для многих таких микропроектов нужны небольшие ресурсы.
Для того чтобы такие ресурсы получить, можно представить проект на грантовый конкурс «Люди дела», который мы организуем специально для поддержки инициативных жителей малых территорий.
Для того чтобы такой конкурс проводить, мы собираем деньги от наших частных и корпоративных благотворителей и таким образом поддерживаем инициативы жителей области. Так люди начинают верить, что любую идею можно воплотить в жизнь, главное — желание и вера в себя.
Параллельно устраиваем множество стажировок и встреч для активных людей, рассказываем им о разных системных возможностях участия в общественной жизни, и постепенно появляются те, кто говорят: «А я бы, наверное, и НКО создал, чтобы работать системно, потому что есть идеи, которые не реализовать силами инициативной группы».
Почему не идут в НКО
Мне кажется, что проблемы у НКО одинаковы по всей стране. Сейчас много активных людей, которые, создав НКО, могли бы системно заниматься решением социальных задач, получать ресурс и работать более эффективно, но главная проблема в том, что людям страшно регистрировать НКО.
Людей к активности сподвигает беда, мечта и любовь.
И когда люди объединяются вокруг воплощения мечты или вокруг решения проблемы, они меньше всего думают про юридические и бухгалтерские аспекты.
Большинство НКО на территориях регистрируют люди, не имеющие никакого отношения ни к бухгалтерии, ни к праву, ни к управлению.
Людей волнуют какие-то проблемы, и они готовы их решать. Но они не готовы к той сложной отчетности, которая есть сейчас, и боятся, что сложность эта будет только увеличиваться.
В сельской местности много активных жителей пенсионного возраста, которые могут делать гениальные вещи, решать многие социальные задачи, касающиеся воспитания детей, работы с пожилыми, благоустройства территории. Но решать управленческие вопросы им очень сложно, и это еще одна причина, почему люди не создают НКО.
Мы стараемся убедить людей в районах, что со всем можно справиться, что есть специалисты, которые могут помочь в этом, но страх и неуверенность пока сильнее. Вот и получается: активных людей много, нужных инициатив еще больше, а поддержать эти инициативы трудно, а иногда и совсем невозможно, потому что они — не юридические лица.
Возможности ресурсного центра
К ресурсному центру больше всего запросов на консультирование по разным вопросам.
Самая популярная услуга — консультация по социальному проектированию.
Есть запросы на консультации по вопросам стратегии, коммуникации, привлечения ресурсов.
Почти все ресурсные центры (и мы не исключение) проводят семинары и тренинги по актуальным вопросам работы НКО, организуют информационную поддержку. Некоторые ресурсные центры (но далеко не все) оказывают еще и финансовую поддержку активным людям и НКО.
Понимая, что некоторым инициативным группам нужно получить первый грант, чтобы поверить в себя и понять, как все работает, мы, например, организуем конкурс «Люди дела». В этом году запланированы четыре раунда этого конкурса, на которые мы направили более миллиона рублей.
Также у нас есть свой краудфандинговый портал — для сбора ресурсов для проектов инициативных групп, которые не могут сами собирать деньги, — это же непрозрачно. Фактически деньги собираем для них мы, а потом поддерживаем их инициативы.
Еще один вариант поддержки — когда мы помогаем решать задачи, которые сама инициативная группа или НКО решить не может. Например, когда надо выстроить взаимодействие с органами местного самоуправления, у нас в этом опыта больше.
Как работается «ресурсникам»
Самим ресурсным центрам работать непросто, а работа наша не очень заметна, потому что имеет отсроченный эффект. Когда ресурсник хорошо работает, его не видно, зато сектор чувствует себя спокойно.
При этом самому ресурсному центру достаточно сложно работать. Старые ресурсные центры адаптировались, у них есть специализация, наработанные технологии, уникальный опыт, но даже с 25-летним опытом за спиной бывает несладко.
А вот молодым ресурсным центрам встать на ноги очень трудно, потому что ресурсный центр может работать только на профессиональной основе. Здесь не бывает, что «сегодня работаю, завтра передумал». В ресурсном центре должны быть люди, которые обладают экспертным потенциалом. А чтобы удерживать таких людей, должны быть деньги, а устойчивого источника для этого, кроме Фонда президентских грантов, фактически нет.
Работа ресурсных центров — это особая деятельность. Сейчас стали появляться узкопрофильные специализированные ресурсные центры. Например, такие организации, которые хорошо понимают, как решать проблемы детей-инвалидов, и имеют большой опыт такой работы. Эти организации начинают консультировать другие такие же организации и становятся для них ресурсным центром по конкретной тематике.
Новые ресурсные центры невозможно создать — их можно только вырастить.
Потому что ресурсный центр — это в первую очередь ресурс для других, а значит в ресурсном центре должны быть люди, обладающие признанным экспертным опытом и знаниями. И они должны быть готовы делиться этими знаниями и опытом с другими, чтобы некоммерческий сектор становился сильнее и работал эффективнее.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.
Источник: АСИ