Технологии общения: в Коряжме прошел семинар проекта "Малым территориям - большое будущее: действуем сообща"
На прошедшей неделе в МКЦ «Родина» НКО «Коряжемский Ресурсный центр социального развития гражданских и общественных инициатив «И.Д.У» (Инициатива + Действие = Успех) организовал семинар-тренинг для лидеров и активистов местных общественных некоммерческих организаций по теме «Активные сообщества малых территорий: действуем вместе». Он прошёл в рамках проекта «Малым территориям – большое будущее: действуем сообща» при поддержке Фонда президентских грантов.
Цель шестичасового тренинга состояла в том, чтобы научить, подсказать местным общественникам алгоритмы, методики вовлечения граждан в решение социально-экономических проблем местного уровня, повысить их общественную активность через систему местных институтов гражданского общества. Проще говоря, продвинуть уже действующий актив общественников в понимании механизмов вовлечения в общую созидательную деятельность и научить эффективно использовать его существующие проверенные методики.
ПОЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Как ни покажется странным, но в начале семинара его ведущая – эксперт, директор нижегородского Центра общественного развития «Служение-НЭКСТ» Алла Балашова предложила его участникам… познакомиться! Казалось бы, ну и так все хотя бы немного знают друг о друге (в одном городе живём!), однако в том-то и соль тренинга, что технология такого «вторичного» знакомства предполагала не просто обмен визитными карточками, а более детальное узнавание активистами друг друга в определённом порядке через прохождение ряда специальных площадок.
Ими стали четыре таких реперных* точки. Это «Поле достижений», «Поле умений» и два других поля – «Ресурсов» и «Идей». Проходя последовательно через эти площадки, участники семинара рассказывали друг другу о своих личных достижениях, вынашиваемых или реализованных идеях, делились соображениями о ресурсной базе, необходимой для воплощения задуманного.
Наблюдая за процессом знакомства активистов в таком формате, невольно возникало ощущение некоей полуисповедальности происходящего действа. Но именно такой открытый подход и необходим на первоначальном этапе при формировании команды единомышленников, способной не просто складывать усилия, но переводить их в синергетическую величину. Ведь что такое синергия? Это слово сегодня употребляют часто, порой слабо понимая его значение. Если просто, то сложив три и три, мы получим шесть. А если умножим те же самые тройки, то результатом станет девять. Исходные данные одинаковые, а итог совсем другой!
Так и в совместной общественно-полезной деятельности надо устроить дело так, чтобы усилия её участников преумножались, а этому подходу большинству надо специально учиться, хотя, согласимся, есть организаторы, что называется, от бога. Безусловно, после такого марафонного обмена идеями, планами, осмыслением собственных достижений, что в обычной жизни человек редко делает, впадая в рефлексию, уровень взаимопонимания между участниками семинара вырос и укрепился.
А он необходим для того, чтобы начать искать ответы на вопросы, органично вытекающие из полученных представлений друг о друге. Например, зачем мы, такие вот активные, на этой территории? Кем и для кого мы хотим быть здесь? Да и знают ли о наших усилиях окружающие? Только ответив на эти внутренние вопросы, можно идти к людям, в другие сообщества, отчётливо представляя себе, зачем тот или иной проект, дело или занятие нужны не только тебе, но и им. Это новый уровень взаимодействия, на этот раз уже с внешней средой. И это самый сложный и ответственный момент. Потому что одно дело – своё собственное понимание того, что мир вокруг надо сделать чуточку лучше, и другое – ещё убедить других в необходимости перемен к лучшему. И это целая наука, которую постепенно постигали на семинаре-тренинге его участники.
ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ
Есть очень хороший национальный проект «Формирование комфортной городской среды», в котором Коряжма участвует уже не первый год, постепенно преобразовывая то один уголок города, то другой в удобную для жизни зону. Вот и в этом году город проводит большой опрос горожан с целью выяснить, что хотели бы коряжемцы обустроить в следующем году.
Этим проектом занимается государственная и муниципальная власти, и в этом смысле деятельность некоммерческих общественных организаций (НКО) отличается от такой общественно-полезной работы лишь тем, что общественники занимают те ниши, до которых не доходит невидимая рука государства. Ведь и госструктуры, и НКО смотрят в одну сторону, выстраивая образ желаемого будущего, формируя его понятный и конкретный образ.
Очевидно, что так называемый «ствол проблем» слишком велик, чтобы его можно было «расшить» одним махом, но деятельность общественников и направлена на то, чтобы «step by step», шаг за шагом, решать вместе с различными местными сообществами: от клуба собаководства и филателистов до ветеранских организаций и политических партий, нескончаемый поток задач, направленных на улучшение жизни людей, вовлекая их в этот непрерывный процесс. И вот тут на помощь приходят методики социального проектирования. – Составлять какой-либо проект для получения гранта не имеет смысла, если у вас нет отчётливого, концептуального представления о масштабе всей задачи, – говорит спикер семинара Алла Балашова. – Часто оказывается, что предлагаемый вами проект на самом деле является лишь частью куда более масштабной задачи, и если вы не видите её в целом, то будете обречены на «кусочничание», на отгрызание той или иной части проблемы, не решая её в итоге до конца.
– Здесь особенно важным становится умение взаимодействовать, согласовывать интересы различных сообществ, эту особую миссию на себя должны взять активисты НКО, как только заступают на общественное пространство, – подчеркнула спикер. …В ходе тренинга его участники должны были ответить, в частности, на вопрос о том, что мешает конструктивному взаимодействию с другими сообществами? Ведь в Коряжме действует масса общественных объединений, но они слабо связаны между собой общими делами. Оказалось, есть много всего, начиная от разногласий в самой команде, различий в видении того, как должна решаться та или иная задача, до открытого, ревнивого противостояния сообществ, привлечение которых необходимо.
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА
И тут в силу вступают правила поведения, с которыми участники познакомились в ходе семинара. Конечно, что-то они и так знали в силу жизненного и профессионального опыта, но когда алгоритм поведения сформулирован, что называется, списком, то многое становится понятным. В том числе и причины неудачных коммуникаций. Итак, что же это за поведенческий алгоритм? Перво-наперво надо понимать, что все без исключения ресурсы в этом мире (материальные и нематериальные) управляются людьми. На это сделала особый акцент спикер семинара Алла Балашова. Отсюда и важность коммуникаций между теми, кто хотел бы их использовать в общественных целях (те же НКО), и теми, кто этими ресурсами распоряжается. А для этого вернёмся к началу предыдущего тезиса об основных алгоритмах, правилах ведения такой коммуникации.
Вот семь важных умений, которыми необходимо овладеть, если вы хотите добиться успеха:
– умение слушать (и слышать!);
– быть искренним;
– уметь переходить из офф-лайна в он-лайн и обратно. Например, уметь заинтересовать собеседника в телефонном разговоре, а потом лично встретиться. Или наоборот: после личной встречи вступить в конструктивную переписку;
– уметь уступать;
– быть гибким (образно говоря, быть «водой», если хотите), что очень коррелирует с умением уступать;
– оставаться всегда в курсе происходящих событий, что непросто в условиях информационного шквала.
Специальные исследования показывают, что 85 процентов успешной коммуникации зависит от умения правильно это общение вести и только 15 процентов от уровня образования. Потому что если вы всё понимаете, а сказать не можете, то провал гарантирован.
И ещё очень важное замечание: при проведении общения, что внутри своего сообщества, что при выходе на внешний контур: информация, которую вы доносите до окружающих, должна быть или важной, нужной или интересной. А лучше и то, и другое. Поэтому одно из заданий тренинга состояло в том, чтобы отрепетировать внутрикомандные и межкомандные коммуникации, опираясь на уже изученные правила ведения диалога. А «вишенкой на торте» стал рассказ Аллы Балашовой о том, что вершиной работы активистов НКО становится ситуация, когда благополучатели начинают САМИ воспроизводить свою активность без внешнего воздействия со стороны коммуникаторов. Процесс этот непростой, подчас долгий, не всегда может увенчаться успехом, но практика показывает, что должного результата добиться можно.
…Наблюдая в течение нескольких часов за ходом семинара-тренинга начинаешь понимать, что, да, у каждого из нас есть определённый опыт общения с близкими и дальними. Проведённое занятие как бы формализовало эту нашу, у каждого свою, индивидуальную, интуитивную практику общения, проверив эту роскошь человеческого общения строгой алгеброй, разложив коммуникации различного уровня на технологические этапы так, как это происходит на производстве при составлении технологической карты при изготовлении той или иной конструкции. И в этом смысле оказывается, что коммуникация между людьми поддаётся такой же регламентации, такому же пошаговому движению как любой другой технологический процесс. Коммуникация перестаёт быть «чёрным ящиком», в который вы что-то вкладываете, и на выходе что-то получаете, а что в это время происходит в самом «ящике» остаётся загадкой. Уверен, что после проведённого семинара для его участников этот пресловутый «чёрный ящик» стал прозрачнее и понятнее.
Прокомментировать работу семинара-тренинга мы попросили директора Ресурсного центра социального развития гражданских и общественных инициатив «И.Д.У» Татьяну Игуминцеву.
– Обучающий семинар организован межрегиональным архангельским Центром социальных технологий «Гарант» и нашим Ресурсным центром уже второй раз, сначала это была проектная деятельность, теперь коммуникации, – говорит Татьяна Викторовна. – Нам очень приятно, что к нам приезжают авторитетные специалисты не только из нашего областного центра, сейчас вот из Нижнего Новгорода. Это, безусловно, люди высочайшей квалификации, способные наиболее полно передать свои знания другим. Мы особенно благодарны центру «Гарант» за его поддержку.
Он помогает нам разрабатывать программу таких семинаров, приглашает интересных спикеров. Добавлю, что такую работу «Гарант» ведёт со всеми Ресурсными центрами региона, которых у нас области двенадцать. В работе семинара-тренинга приняли участие именно те люди, которым важно переменить жизнь города и горожан к лучшему, которые активны, лидеры по своей природе, и новые знания, уверена, только укрепят их стремление идти по этому пути дальше и сплачивать вокруг себя других для полезных дел. Мы обязательно и дальше продолжим практику таких обучающих семинаров по различным направлениям.
Александра МАЛКОВА
Фото автора
*Репер от французского repere, «ориентир, знак, исходная точка». Это точки ориентира и точки отсчёта чего-нибудь одновременно.