Интервью: Исполнительный директор Форума Доноров Александра Болдырева и старший менеджер PwC Вера Смирнова о конкурсе "Лидеры корпоративной благотворительности"
«У регионального бизнеса есть новые идеи, смыслы, слова. Мы хотим их услышать»Конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности» — совместный проект Форума Доноров, международной аудиторско-консалтинговой сети PwC и газеты «Ведомости». В этом году он пройдет не только на федеральном уровне. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов особое внимание организаторы смогут уделить социальным проектам и программам бизнеса трех округов — Сибири, Урала и Северо-Запада. Исполнительный директор Форума Доноров Александра Болдырева и старший менеджер PwC Вера Смирнова рассказали «+1» о том, чего можно ждать от региональных проектов и зачем бизнесу участвовать в конкурсе.
— Почему решено вывести конкурс за пределы федерального округа и охватить именно Сибирь, Урал и Северо-Запад?
Александра Болдырева: Рассмотреть региональные проекты в рамках конкурса мы хотели уже давно. Однако критерий региональности очень сложный. Можно ли считать «Сахалин Энерджи» или «Норильский никель» региональными компаниями? Например, «Сахалин Энерджи» все-таки шире, несмотря на то, что ее ключевые социальные и бизнес-программы сконцентрированы на острове.
Вместе с тем мы понимаем, что в регионах созревают интересные проекты и программы, о которых на федеральном уровне вообще мало что известно. Сейчас мы выиграли президентский грант на расширение проекта. Поскольку сразу по всей России стартовать сложно, мы обратили внимание на эти три региона — в них очень активная аудитория. В Сибири, на Урале и Северо-Западе развиваются интересные бизнес-проекты, им не чужды темы корпоративной благотворительности и социальных инвестиций. У регионального бизнеса появились новые идеи, смыслы, слова — и мы хотим их услышать.
Вера Смирнова: Надо добавить, что в этих регионах очень активно развивается бизнес именно с экономической точки зрения. Там исторически складывался промышленный центр. При этом общие проблемы и решения не являются отправной точкой для нас — эти регионы слишком разные. Мы исходим из того, что там есть компании, которые могли бы участвовать в конкурсе, но по разным причинам не делают этого. Возможно, думают, что не конкурентоспособны, боятся участвовать, думают, что будет слишком сложно заполнить анкету. Сейчас нам бы и самим очень хотелось увидеть региональную специфику проектов корпоративной благотворительности.
— Есть ожидания, что много проектов в этом году будет связано с устойчивым развитием. У регионального бизнеса уже развито прочное понимание этого понятия?
В. С.: Не стоит разделять цели устойчивого развития и сам бизнес. Включать или нет в свою стратегию достижение до 2030 года целей УР ООН для компаний — дело добровольное. Сейчас мы четко видим, в том числе и в России, что если раньше стратегия компании была направлена только на экономическую эффективность, то сейчас прибавились конкретные пункты, связанные с устойчивым развитием, которые тоже становятся залогом развития бизнеса.
А. Б.: Конечно, многое начиналось с риторики, но сейчас мы видим, что дискурс об устойчивом развитии ведется с пониманием проблематики. Нельзя сказать, что для российского бизнеса все началось только с понятия устойчивого развития. Был просто другой контекст КСО-практики. У многих наших крупных компаний история уходит корнями в СССР — а тогда социальные программы были фактически у всех. Сегодня на международных конференциях можно услышать высокие оценки опыта российских предприятий, который в чем-то действительно передовой.
— Есть в благотворительных программах какие-то общие тенденции?
А. Б.: Да, пожалуй, это развитие корпоративного волонтерства. Точечно или системно, но большинство компаний развивают у себя подобные проекты.
В. С.: Основной ресурс компании, помимо экономического, — это люди. Это тот ресурс, который нуждается в мотивации. Хорошо, если помимо зарплаты сотрудникам нравится проводить время в коллективе. То есть они любят работу не только за материальное вознаграждение, но и за развитие, и за улучшение родного региона и города. Корпоративное волонтерство повышает удовлетворенность людей своей жизнью. Они заинтересованы и поэтому не уйдут из такой организации завтра-послезавтра. Они останутся и, более того, будут нести эту симпатию к компании друзьям, семье, знакомым, в местное сообщество.
— Что дает компаниям участие в проекте?
В.С.: Наш опросник – это своего рода чек-лист, ответив на который, компания понимает, в каких вопросах необходимо совершенствоваться, например, где и в какой части необходимо дорабатывать свою программу благотворительной деятельности. Вопросы начинаются с целеполагания и задач. С того, насколько компания вообще понимает, зачем она этим занимается. К заполненной анкете участники прилагают ссылки, годовые отчеты, документы управления проектами, положения о программах, отчеты о проведенных акциях, справки о том, как компания менялась вследствие проведенной оценки, благодарности даже прикладывают – все-все.
А.Б.: Мы оцениваем как участники управляют своей деятельностью, как выстроен процесс и насколько он эффективен. В то же время сами компания получают возможность проверить себя и взглянуть на свою работу со стороны. Рутина и обыденность иногда не дают возможности задавать себе правильные вопросы для рефлексии. Наш проект – это инструмент, который помогает компании ответить на вопросы, до которых в обычной жизни у них не дошли бы руки. Это возможность посмотреть на то, как социальную политику делают другие. Мы часто сталкиваемся с тем, что после оценки компания модернизирует свои программы. На наш взгляд, тот факт, что компания смогла заполнить анкету и приняла участие, уже говорит о том, что это лидер. Для нас важны не первое, второе, третье место, даже не топ-10 лидеров – а все участники, которые в состоянии продемонстрировать свою деятельность. Это уже best practices.
— А что дает непосредственно попадание в рэнкинг?
А.Б.: Прежде всего, статус среди бизнеса, престиж «среди своих».
В.С.: Мы видим, что компании, попавшие в призеры, пишут об этом у себя на сайте и в отчетности. Учитывая, что сейчас в мировом сообществе очень актуальна тема устойчивой цепочки поставок, ценно и полезно заявить международным партнерам, что мы – компания-победитель, что наша программа корпоративной благотворительности одна из лучших в России, что наша деятельность выстроена по всем канонам современного сообщества.
А.Б.: Плюс мы даем тем, кто не попадает в топ-10 обратную связь. Если говорить о региональном проекте, то мы убрали фактор нервозности – в публичном пространстве будем сообщать только о первой десятке победителей, остальных будем указывать как участников. Если они захотят узнать свое место, мы будем говорить им напрямую. Цель проекта – не кого-то похвалить или поругать. Цель – мотивировать, помочь, показать социальную работу компаний широкой аудитории. Для регионов это очень важно, и даже их решение принять участие говорит о том, что они большие молодцы.
Беседовала Елена Матвеева