Госдума приняла федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»

31 июля 2024 года

Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором и третьем чтении федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Его авторами выступают Председатель комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин и Первый зампред комитета Денис Кравченко, ряд других депутатов, а также сенаторов при активном участии Агентства стратегических инициатив.

Работа над законом ведется в рамках исполнения поручения Президента России по итогам его визита на выставку «Развитие креативной экономики в России», организованной 30 мая 2023 по инициативе АСИ.

Федеральный закон закрепляет целый ряд важнейших понятий в сфере креативной экономики. Закон в первую очередь нацелен на создание условий для оказания системных мер господдержки креативного бизнеса.

В законопроекте мерам поддержки посвящена отдельная глава. Выделяются финансовая, имущественная, образовательная, информационная меры. Также создаются условия для развития инфраструктуры для креативных индустрий, к которым отнесены креативные кластеры, информационные системы, имущество, центры креативных индустрий и другие формы.

Сейчас более 10 федеральных законов в России регулируют деятельность отдельных креативных индустрий. Это в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура, промышленный дизайн и пр., и их регуляторика распределена между целым рядом органов государственной власти. Это привело к некой лоскутности в регулировании и управлении креативной экономикой в целом. Закон направлен на решение этой проблемы.

«Это часть системной работы Агентства стратегических инициатив по развитию креативной экономики, которую мы ведем последние годы. Благодаря слаженной работе с депутатами, Правительством и креативным сообществом удалось подготовить закон, который позволяет говорить о развитии креативных индустрий в комплексе, при этом давая возможность региональным властям оказывать меры поддержки тем направлениям, которые нуждаются в ней прежде всего. Вкупе с внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий мы выполняем поручение Президента, которое способствует в конечном счете достижению целевого показателя национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», - отмечает генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Ко второму чтению закон был существенно доработан.

Ключевое отличие новой редакции закона заключается в расширении перечня полномочий регионов по развитию креативных индустрий с учетом региональной специфики, определению критериев отнесения к субъектам креативных индустрий в соответствии с региональными нормативными правовыми актами. Т.е. реестр субъектов креативных индустрий будут формировать регионы, а ответственный ФОИВ будет вести единый федеральный реестр субъектов креативных индустрий.

«Креативные индустрии становятся отдельным сектором экономики страны и теперь рассматриваются как мощный инструмент, который может стать существенным драйвером ее развития. Ранее не было механизмов системной поддержки креативный индустрий, поскольку не было соответствующих понятий в федеральном законодательстве. Оптика сейчас тоже изменилась: теперь мы говорим про поддержку бизнеса, инвестиции, прямые и косвенные экономические эффекты и экспорт в креативных индустриях. Основным инструментом станет разработанный АСИ Региональный стандарт по креативным (творческим) индустриям, который уже внедряет 45 регионов. Мы верим, что регионы, внедряющие лучшие практики и подходы в этой сфере, смогут действительно зарабатывать на креативной экономике, а за счет внедрения мер поддержки, инфраструктуры, образования, создания благоприятной среды предприниматели смогут реализовать свои проекты и строить талантоцентричную, несырьевую экономику в России», - говорит Директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.

По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, появилось новое определение понятия креативного кластера; также в новой редакции закона появилось положение, согласно которому проводить оценку вклада креативной экономики в экономику РФ будет Росстат в соответствии с утвержденной им методологией.

Законом закрепляется, что Правительство РФ определит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию именно в сфере креативной экономики. Такой ФОИВ будет ответственен за регулирование не отдельных видов креативных индустрий, а всей креативной экономики.

Также ко второму чтению в закон внесены важные уточнения в перечень видов креативных индустрий. Учитывая активное развитие креативных индустрий и появление новых видов деятельности этой сфере, сформирован открытый перечень, который допускает возможность отнесения к креативным индустриям различных видов деятельности и видов креативных индустрий, которые прямо не названы в законе. Например, в соответствии с ФЗ установлены 4 «укрупненных» вида креативных индустрий:

  1. индустрии, основанные на историко-культурном наследии;

  2. индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности;

  3. индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях;

  4. индустрии, основанные на прикладном творчестве.

Например, народные художественные промыслы и ремесла входят, помимо прочих видов креативных индустрий и видов деятельности, в индустрии, основанные на историко-культурном наследии. То есть в рамках, например, индустрий, основанных на историко-культурном наследии, может быть широкий перечень видов креативных индустрий и видов деятельности, которые прямо не названы в ФЗ. Непосредственный перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий будет закреплен ответственным ФОИВ на основе кодов ОКВЭД.

В соответствии с принятым ФЗ Агентство стратегических инициатив совместно с профильными ведомствами и профессиональным сообществом будет работать над подзаконными нормативными актами, внедрением Стандарта в субъектах и другими ключевыми проектами.

«Принятие федерального закона о развитии креативных индустрий – это важное и долгожданное событие не только собственно для креативных индустрий как субъектов правоотношений и бенефициаров мер государственной поддержки. На мой взгляд, принятие отдельного федерального закона с самостоятельным предметом регулирования при наличии специальных законов по отдельным видам креативных индустрий любопытно с точки зрения законотворческой политики. Речь идет о том, что в ситуации наличия разных федеральных законов, регулирующих сходные общественные отношения, законодателем используется инструмент кодификации или систематизации законодательства. В данном же случае закон не претендует на пересборку регулирования отдельных видов индустрий, а направлен на определение общих для всех индустрий инструментов развития. Полагаю, что данная правовая конструкция позволит сфокусировать государственную политику, направленную на повышение вклада креативных индустрий в экономике», - заключает заместитель корпоративного директора, директор Центра по взаимодействию с федеральными органами власти АСИ Денис Абдрахманов.

Источник: https://asi.ru/news/201386/ 

Новостная рассылка формируется в рамках работы ресурсного центра Группы НКО "Гарант".