Материалы АСИ: Закон о рекламе: как НКО не попасть под раздачу

11 октября 2024 года

АСИ - Благосфера: Что относить к рекламе, а что нет? Нужно ли создавать личный кабинет у оператора рекламных данных? Как благодарить партнеров, не рекламируя их? На эти и другие вопросы отвечали юристы на новой встрече медиаклуба «АСИ — Благосфера».

Два года назад начал действовать Федеральный закон № 347-ФЗ, который обязывает маркировать любую рекламу в сети. У представителей НКО до сих пор появляется много вопросов о том, как закон может повлиять на их работу. Члены Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Александра Кумаритова и Дарья Милославская ответили на самые волнующие из них.

«Закон о рекламе относится к некоммерческим организациям очень косвенно. В России существует мало НКО, которые могут применить к себе этот закон и оказывать рекламные услуги», — объяснила Дарья Милославская. 

Можно ли рекламировать свои же продукты, товары и услуги на своих ресурсах?

Да.

«На своих ресурсах можно рассказывать о своей организации, о своих платных и бесплатных услугах. Главное, чтобы это были услуги и продукты, которые производит именно эта конкретная организация. В таком случае важно не забывать о других законах, связанных с распространением информации в интернете», — говорит Милославская. 

Важно! Это правило распространяется и на те случаи, когда объектом распространения в социальных сетях становится мерч. 

По словам Дарьи, слово «рекламировать» в таком контексте даже не очень подходит. Некоммерческая организация таким образом просто рассказывает о способах помочь ей, благодаря которым происходит продвижение товара.

Можно ли рекламировать чужие продукты, товары и услуги на своих ресурсах?

Если в посте публикуется информация не о своей, но о бесплатной услуге — да. Если же услуга не своя и платная, то не стоит. 

Юристы объясняют, что, как показывает правоприменительная практика, несмотря на то что НКО по сути не являются субъектами закона о рекламе, они все равно могут попасть под раздачу. Поэтому информацию о чужих платных услугах лучше не распространять вообще. 

Нужно ли НКО создавать личный кабинет у оператора рекламных данных? 

Смысла в этом нет. Один из семи операторов рекламных данных, которые существуют на сегодняшний день, после создания кабинета будет требовать у НКО пакет документов, предоставить который организация не сможет. 

Причины

  1. У НКО нет договора на оказание рекламных услуг.
  2. НКО в принципе не может оказывать рекламные услуги, поскольку ОКВЭДа из раздела 73 «Деятельность рекламных агентств», как правило, у организации нет. 

Обычно этот вид деятельности официально есть только у тех организаций, которые целенаправленно создаются для распространения социальной рекламы. Но это крайне редкий случай. 

Можно ли в рассылках распространять информацию об услугах? 

Коротко: рассылки могут быть признаны рекламой в определенном случае. 

Официально определение рекламы звучит так: 

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Анастасия Кумаритова считает, что здесь имеет место некоторая лингвистическая ужимка. Любой русскоязычный человек под «неопределенным кругом лиц» понял бы обезличенную толпу. Но только не ФАС.

«В ФАС считают, что речь идет о “неперсонифицированной информации”, а круг лиц, получающих ее, вполне может быть даже определенным. Например, у нас, у НКО, формируется определенный круг лиц, наши благополучатели, которым мы направляем рассылки, рассказываем о себе. По мнению ФАС, в таких материалах может содержаться рекламная информация», — говорит Анастасия. 

Кумаритова признается, что существует условная договоренность с ФАС о том, что распространение информации в рассылках о бесплатных мероприятиях не наказуемо, так как не несет коммерческой выгоды. Вероятность получения штрафа повышается, если в рассылках присутствует информация о платных мероприятиях — неважно, своих или чужих. 

Но этим тоже лучше не злоупотреблять, так как в своих рекомендациях ФАС по-прежнему пишет, что распространение информации о любом мероприятии — платном и бесплатном — может быть расценено как реклама, считает Кумаритова. 

В этом вопросе мнение юристов разошлось: Дарья Милославская отметила, что в своей рассылке некоммерческая организация может публиковать информацию о своих платных и бесплатных мероприятиях, не боясь штрафов. 

Есть ли вообще какие-то ограничения в распространении информации о деятельности НКО? 
«О деятельности — нет, особых ограничений нет. Главное — заниматься законной деятельностью, прописанной в уставе организации, и не писать ничего такого, что порочило бы честь, достоинство и репутацию сторонних лиц», — говорит Милославская. 
Считаются ли анонсы мероприятий, опубликованные на сайте НКО, рекламой? Нет.
Согласно закону о рекламе, справочно-информационные материалы нельзя отнести к рекламе. В рекомендациях ФАС также указано, что это анонсы — это информация об организации, которая формирует представление потребителя о том, чем эта организация занимается. 
Как говорить о партнерах, не нарушая закон? 

На сайте организации нужно создать отдельный раздел: «Партнеры». Все партнеры в разделе должны быть равны: про них должно быть написано одинаковое количество информации в одинаковом стиле. Причем неважно, коммерческие это партнеры или нет.

В дальнейшем можно указывать партнеров из списка у себя в соцсетях и благодарить за помощь. Дарья Милославская озвучила, как это делать правильно. 

Хорошо: «Благодаря ООО “Рога и копыта” никто не остался голодным на нашем благотворительном марафоне! Спасибо, ООО “Рога и копыта”».

Плохо: «Благодаря ООО “Рога и копыта” никто не остался голодным на нашем благотворительном марафоне! Спасибо, ООО “Рога и копыта”. Заказать их фирменные пироги можно здесь (и ссылка)».

Можно ли делать логотипы партнеров кликабельными?

Раньше ответом на этот вопрос было бы строгое «нет».

Сейчас к этому относятся лояльнее, но юристы придерживаются мнения, что логотипы лучше оставлять некликабельными для того, чтобы не было возможности перейти на коммерческую страницу любого юридического лица.

Важно: в своих материалах нужно указывать именно логотип партнера, а не товарный знак компании. Во втором случае это будет считаться рекламой. 

Как создается прецедент?

Самостоятельно сотрудники ФАС не посещают сайты некоммерческих организаций, а действуют реактивно — после жалобы. Поэтому если вы получили претензию, скорее всего кто-то привлек внимание службы к вашему материалу.

Какой максимальный размер денежного штрафа можно получить по этой статье? 

До 500 тысяч рублей. 

Подытожим

  1. Старайтесь избегать публикаций о чужих платных товарах, услугах и мероприятиях.
  2. Не выделяйте одного из партнеров среди других.
  3. Благодаря партнера, не привлекайте внимание к его товарам и услугам.
  4. Избегайте ссылок на сайты сторонних юридических лиц.
  5. Избегайте призывов к действию и тем более предложений купить что-то у партнера.

Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

источник: https://asi.org.ru/2024/10/10/zakon-o-reklame-kak-nko-ne-popast-pod-razdachu/ 

Информационная лента формируется в рамках работы ресурсного центра Группы НКО "Гарант"