Стартовал 9-й сезон Большой игры имени Льва Выготского: доказано, что проект меняет жизнь в школах и детских садах
19 ноября на пресс-конференции в ТАСС объявлен старт 9-го сезона Большой игры имени Льва Выготского. Он объединяет всех участников образовательного процесса: дети, педагоги и родители выполняют практические задания, чтобы наполнить живым содержанием свои школы и детские сады, осваивают новые навыки, привлекают партнеров и финансирование для своих инициатив. Трех победителей командного трека ждут гранты до 1,5 млн рублей, 100 победителей лидерского трека поедут на Летнюю школу.
Игру проводит Фонд «Университет детства» при поддержке Рыбаков Фонда, которые занимаются системными изменениями в образовании уже 9 лет. «Мы многое поняли за это время. Например, что не стоит менять образование извне. Перемены к лучшему удаются, когда люди сами осознают их необходимость, инициируют изменения и проживают их как собственное решение. А мы можем предложить им инструмент для таких перемен, доказавший эффективность, — Большую игру», — рассказала Екатерина Рыбакова, основатель и президент Рыбаков Фонда.
Доказательством того, что Большая игра имени Льва Выготского отвечает на вызовы современного образования, стали результаты исследования, представленные на пресс-конференции. Его провели Рыбаков Фонд, Фонд «Университет детства» и Институт образования НИУ ВШЭ среди педагогов — участников образовательных инициатив Рыбаков Фонда.
Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ: «Исследование прошло летом 2024 года. Мы выбрали методологию Outcome Harvesting, или “Сбор урожая”, чтобы сфокусироваться не на мнениях респондентов, а на их поведенческих изменениях. Сначала мы провели 25 глубинных интервью и выявили основные изменения в жизни педагогов под влиянием инициатив Рыбаков Фонда. На основе ответов составили анкету и провели онлайн-анкетирование 1059 педагогов. Это позволило оценить распространенность изменений».
Среди 1059 респондентов 50% составили педагоги от 45 до 59 лет. Большинство работают в бюджетных учреждениях, и только 8% — в частных. Больше всего респондентов живет в Центральном и Сибирском федеральных округах (по 21%). Меньше всего респондентов из Северо-Кавказского федерального округа — 2%.
Зарплата выше, желание уйти из профессии ниже, ученики мотивированнее: влияние Большой игры имени Льва Выготского
Об изменениях в жизни педагогов рассказала Ирина Кондратьева, руководитель проектов по оценке социального импакта экосистемы Рыбаков Фонда: «Мы выяснили, что участие в Большой игре имени Льва Выготского и других наших инициативах меняет профессиональный и ценностный подход педагогов. Так, более 90% педагогов стали воспринимать детей как активных участников образовательного процесса и применять ориентированные на ребенка методы обучения. 94% педагогов стали уделять внимание развитию социальных и эмоциональных навыков учеников и в целом использовать новые образовательные методики».
По словам Екатерины Рыбаковой, это многообещающий результат, который соотносится с главным вызовом современного образования: подготовкой детей к жизни и деятельности в постоянно меняющемся мире. «Педагоги, участвующие в наших проектах, видят свою миссию в развитии личности ребенка. Когда ребенок становится субъектом образовательного процесса, а не пассивным объектом, которому говорят, что делать, — это решает проблему с низкой мотивацией детей к обучению, о чем сообщили 59% респондентов. Такой подход — ключ к тому, чтобы из школ выходили счастливые люди, готовые к жизни в меняющемся мире. Эти люди могут ответственно принимать решения, действовать, опираясь на свои сильные стороны и сотрудничать с другими людьми».
46% педагогов стали больше зарабатывать после участия в активностях Рыбаков Фонда. Это важно, ведь сами педагоги назвали две главных трудности в работе: низкую заработную плату (58%) и бюрократическую нагрузку (64%).
Кроме того, Большая игра имени Льва Выготского меняет социальную роль педагогов. 89% респондентов стали расширять круг профессиональных знакомств, лучше доносить информацию до коллег и вовлекать родителей в образование. 38% создали сообщества в своих детских садах и школах, профессиональные сообщества в регионах, то есть начали проявлять себя как лидеры и организаторы образования.
Эти системные изменения привели к тому, что вдвое снизилось желание педагогов уйти из профессии: с 21% до 11%.
Как участвовать в Большой игре имени Льва Выготского, чтобы почувствовать позитивные перемены, получить гранты и призы
Большая игра имени Льва Выготского открыта русскоязычным участникам из любой страны мира. Это могут быть сотрудники и учащиеся любых школ, детских садов, колледжей и других образовательных организаций, работающих с детьми от 0 до 18 лет. Также в игре участвуют родители, выпускники, предприниматели, местные жители.
В игре два трека: командный и лидерский. Участие в командном треке позволит повысить мотивацию детей к учебе, выстроить отношения между учащимися, педагогами и родителями, привлечь финансирование образовательных проектов. В лидерском треке педагоги, родители и студенты смогут развить свои организаторские и коммуникативные навыки и проявить себя в качестве лидеров образования.
Участники будут выполнить практические задания от чат-бота Арни и рассказывать о результатах в соцсетях. Например, в командном треке нужно будет собрать команду с участием администрации, педагога, ученика, родителя, выпускника, партнера, провести разные активности для своего сообщества, пообщаться с местными меценатами. Участники лидерского трека освоят формат развивающего диалога с детьми (круги), смогут трансформировать обучающую среду, научатся разрешать конфликты. Каждое задание принесет игровые кристаллы, которые можно обменять на призы от партнеров.
Игра продлится до 19 марта 2025 года. 10 команд-финалистов приедут в Москву на Кейс-чемпионат. Три команды получат гранты в 1,5 млн, 1 млн и 0,5 млн рублей на реализацию проектов, придуманных на кейс-чемпионате. В лидерском треке 100 победителей приедут на Летнюю школу Университета детства. Этой традиции уже 9 лет, выпускники летних школ создают сообщества в своих регионах, объединяют самых мотивированных коллег, привлекают гранты и партнеров на развитие образования.
Чтобы популяризировать наследие выдающегося психолога Льва Выготского, игровой чат-бот Арни изучил труды Выготского и будет отвечать на любые вопросы участников про образование и воспитание, опираясь на идеи ученого.
Как и в прошлом сезоне, предприниматели, социальные деятели, лидеры сообществ могут присоединиться к Большой игре в качестве патронов. Они смогут стать ролевыми моделями для участников, запускать собственные челленджи и поощрять активность дополнительными призами и грантами.
Узнать подробности игры можно на сайте конкурса: www.rybakovschoolaward.ru.