АСИ: Портал для отчетности Минюста: что было не так и как это исправить

29 мая 2025 года

Материал "Агентства социальной информации": Минюст выслушал обратную связь о созданном портале для публикации отчетности НКО и ответил на вопросы организаций.

Что произошло 

С 1 января 2025 года все российские НКО обязаны публиковать свои уставы на портале Минюста РФ. О том, для чего было введено такое правило, мы рассказывали в нашем материале

Однако при публикации уставов некоммерческие организации столкнулись с огромным количеством проблем — начиная от нестабильной работы сайта и заканчивая непонятным функционалом. 

Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора совместно с экосистемой «Добро.рф» и фондом «Внуки» собрали отзывы некоммерческих организаций об опыте использования портала, которые включают не только оценки его работоспособности и удобства, но и описание конкретных проблем и предложений по улучшению функционала. 

Фидбэк НКО обсудили на круглом столе, прошедшем в Общественной палате. Рассказываем, какие проблемы возникли у НКО при публикации отчетности и как они предлагают решить некоторые их них.

Десять главных проблем, с которыми сталкивались НКО при работе с порталом

  1. Технические сбои и нестабильная работа портала.
  2. Неудобный интерфейс.

Решение: упростить интерфейс портала — удалить лишние поля, добавить всплывающие подсказки, повысить возможность интуитивного использования сайта.

  1. Непонятные формулировки вопросов.

Решение: ввести глоссарий, объясняющий формулировки, используемые в вопросах.

  1. Отсутствие уверенности в том, что загруженные и хранящиеся персональные данные руководителей НКО в безопасности.
  2. Неполный список должностей сотрудников.

Решение: дополнить список или дать возможность НКО вручную вбивать название должности сотрудника.

  1. У небольших региональных НКО отсутствуют необходимое программное обеспечение и технические специалисты для того, чтобы работать с порталом.
  2. Проблемы со стабильностью интернет-подключения в удаленных регионах.
  3. Многие крупные НКО выбрали сдать бумажную отчетность, поскольку количество данных, которые необходимо ввести, требует непрерывной работы четырех-пяти специалистов.

Решение: внедрить интеграцию с внутренними системами учета (1С или CRM).

  1. Загружать отчетность может только руководитель организации. В случае если он, например, попал в больницу, альтернативного варианта загрузить отчет не существует.

Решение: ввести функцию доверенности, чтобы позволить публиковать отчет кому-то еще, кроме руководителя организации.

  1.  Некоторые ответы печатать вручную очень долго, например сведения о сотрудниках.

Решение: позволить загружать на портал уже готовые файлы.

Светлана Маковецкая, член президиума Совета по правам человека при президенте и директор Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ, считает, что, помимо описанных выше решений, необходимо организовывать помощь на местах — создавать обучающие центры на базе «Добро.рф», МФЦ и так далее. Это решит проблему отсутствия технических специалистов и ресурсов, а также проблему нестабильного интернета. 

Ответ Минюста

На 22 мая 2025 года публичную отчетность в электронном виде предоставили 220 389 некоммерческих организаций, то есть порядка 70%, рассказала Светлана Кузнецова, директор департамента законодательства и правоприменения в сфере НКО Минюста. 

«Мы бы хотели сделать портал той площадкой, на которой в рамках личного кабинета будет собрана информация о каждой некоммерческой организации, но только в том объеме, который будет необходим самой НКО и контролирующим органам», — заявила Кузнецова.

Она также отметила, что ведомство услышало о необходимости проведения разъяснительной работы и готово проводить ее на безвозмездной основе. К тому же в течение года будет тестироваться технология «вопрос — ответ», которая, возможно, появится на сайте портала.

«Пока что у нас отсутствует финансирование на поддержание портала, поэтому мы сделали все, что могли сделать. Будут деньги — сделаем еще лучше. Но [даже при таких обстоятельствах] мы открыты к диалогу и готовы помогать. Не надо платить юристам за консультации, приходите к нам. И низкий поклон за то, что вы даете обратную связь. Вместе мы горы свернем», — добавила Кузнецова. 

Важно! По словам эксперта, грамотное и полное ведение личного кабинета избавит НКО от плановых проверок, которые проходят раз в три года. Это снижение административной нагрузки и для некоммерческой организации, и для самого Минюста. 

Директор департамента законодательства и правоприменения в сфере НКО Минюста добавила, что представителям НКО не стоит переживать за свои персональные данные — они тщательно охраняются. 

На Петербургском международном юридическом форуме Фонд президентских грантов и Минюст России договорились о сотрудничестве и подписали соглашение об информационном взаимодействии. Планируется, что в будущем Минюст и Фонд президентских грантов будут синхронизировать свои порталы. Эти шаги — часть общего процесса по упрощению и систематизации отчетности в некоммерческом секторе. Светлана Кузнецова отметила, что совмещение порталов позволит ФПГ моментально узнавать всю информацию об НКО, подающейся на грант.

Источник: https://asi.org.ru/2025/05/27/portal-dlya-otchetnosti-minyusta-chto-bylo-ne-tak-i-kak-eto-ispravit/ 

Новостная лента формируется в рамках работы ресурсного центра Группы НКО "Гарант"