Фандрайзинг, гранты, краудфандинг: где брать деньги социальным журналистам
В социальной журналистике с деньгами сложнее, чем в какой-либо другой, считает директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ Елена Тополева. Ресурсы добывать сложно, но времена меняются, у СМИ появляются новые источники финансирования, такие как, например, краудфандинг, говорит она. Для СМИ краудфандинг — это привлечение не только денег, но и ресурсов, заявила PR-менеджер платформы Planeta.ru Наталья Игнатенко. Кроме того, это проверка идей на прочность: люди голосуют за проекты рублем, и для них это значительно сложнее, чем просто поставить «лайк» или поучаствовать в каком-либо опросе.
Краудфандинг взаимовыгоден, в выигрыше оказываются все участники процесса, говорит эксперт. Но не любой сбор денег в интернете – это краудфандинг, у краудфандингового проекта должна быть цель, временной и финансовый ценз, подчеркнула Игнатенко.
Целями типичных краудфандинговых кампаний СМИ могут быть запуск журналистского проекта или его развитие, сборы средств на продолжение работ, сборы на отдельный проект редакций или печать тиража издания.
«Православие и мир» — одно из старейших краудфандинговых изданий, говорит его главный редактор Анна Данилова: на сегодняшний день 70% издания – это подписка читателей. Данилова согласилась с тем, что социальные СМИ находятся в более трудной ситуации, чем другие издания: у них есть сложности с рекламой, и они не могут опираться на платный контент. «Православие и мир» сталкивается с проблемой конкуренции между сборами на одноименный фонд и сборами на работу журналистов, рассказала главный редактор издания.
«Надеюсь, что в скором времени более широкий круг людей поймет, что зачастую статьи могут решать социальные проблемы не хуже финансовых сборов», — сказала Анна Данилова.
Большинство независимых проектов занимаются прямым фандрайзингом «на себя», говорит главный редактор журнала «Такие дела» Анастасия Лотарева, но объяснить читателям необходимость жертвовать деньги на работу редакции сложно. Несмотря на это, существует достаточно людей, которые готовы вкладываться в системное развитие, подчеркнула она.
Еще один инструмент финансирования СМИ — это грантовая поддержка. За все время работы Фонд президентских грантов поддержал несколько десятков проектов от СМИ, рассказал генеральный директор фонда Илья Чукалин.
Поскольку Фонд президентских грантов ориентирован на социальные проекты, из заявки должно быть очевидно, что проект направлен не просто на развитие СМИ, в нем должен быть четко виден социальный эффект, а также обозначено, что такая деятельность для редакции не нова, что в составе команды СМИ уже есть опытные социальные журналисты.
Проекты, которые получили финансирование от фонда, были связаны с медийной поддержкой социальных инициатив, подчеркнул Чукалин.
Грантовую поддержку СМИ также оказывает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, рассказала Анфиса Храмова, начальник отдела по связям с общественностью агентства.
Каждый год агентству поступает около 3 тыс. заявок от СМИ на получение господдержки, и поддержку получают примерно две трети из них, говорит она.
Средняя сумма – 750 тыс. на один проект. Получателями могут стать любые СМИ, средства распределяет экспертный совет, в состав которого входят компетентные деятели отрасли, рассказала Храмова. Прием заявок от СМИ ежегодно открывается после новогодних праздников.