В Общественной палате прошло «нулевое» чтение законопроекта о социальном предпринимательстве

16 ноября 2018 года

Законопроект, определяющий понятие «социальный предприниматель» и предполагающий возможность государственной поддержки социальных предприятий, разработан Министерством экономического развития РФ.

Это «многострадальный» законопроект, говорит директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Милена Арсланова: поручение о его создании было дано еще в прошлом году, но он до сих пор находится в стадии разработки и согласования. Это закономерно, говорит она, поскольку тема, которую затрагивает документ, крайне важна. Сложно найти консенсус в отношении того, что такое «социальная значимость», и исходя из этого определить, в каких областях и сферах работает социальный предприниматель, и выработать соответствующие меры поддержки, заявила Арсланова.

В процессе работы стало понятно, что необходимо также дать определение «социального предприятия», рассказала она. Это субъект малого или среднего бизнеса, который соответствует нескольким или одному критериям: обеспечивает занятость отдельным категориям граждан, доступ продукции граждан к рынкам сбыта, производство товаров и услуг для определенных категорий граждан, производство товаров и услуг в отдельных сферах. По словам представителя министерства, это не финальная версия законопроекта — предложения о его корректировке поступают ежедневно.

Необходимо учитывать опыт регионов, подчеркнула Арсланова, которые уже подготовили свои законы, не дожидаясь федерального документа. Это происходит потому, что в субъектах РФ есть свои региональные особенности, территории различаются по климатическим, социальным и другим условиям. «Мы, скорее всего, не сможем объять необъятное и хотели бы предоставить возможность регионам дополнить определение субъекта социального предпринимательства с учетом региональной специфики», — заявила она.

В целом, законопроект нужен для того, чтобы в итоге оказать особые меры поддержки социальным предпринимателям, говорит Арсланова. По ее словам, эти процессы функционируют уже сегодня, но определение «социального предпринимательства» пока остается субъективным. Для того чтобы четко очертить и расширить меры поддержки, необходимо нормативное регулирование, подчеркнула она.

Законопроект — это большой прорыв, поскольку в нем учтено достаточно много значимых моментов, документ поможет более активному развитию социального предпринимательства в России, считает исполнительный директор фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина.
На сегодняшний день еще не все регионы в полной мере отдают себе отчет в том, что это явление набирает обороты, говорит она. Понятие «социальное предпринимательство» нуждается в законодательном закреплении: субъектам РФ важно понимать, что соцпредпринимательство в форме социальных предприятий для коммерческих организаций — это очень важный прорыв и для таких организаций будут предлагаться разные формы поддержки.

То, что прописано в законопроекте, может быть даже менее важно по сравнению с его политическими целями, говорит соруководитель проекта «Комфортная правовая среда» «Единой России» Игорь Судец: «Это законопроект-символ: он закрепляет понятие социального предпринимательства, дает социальным предпринимателям ощущение гарантии неизменности поддержки со стороны государства. Он дает посыл региональным властям с указанием на то, что необходимо поддерживать социальных предпринимателей». Судец напомнил, что система устроена таким образом, что субсидии на поддержку соцпредпринимателей запрашивают сами регионы, но на сегодняшний день не все субъекты РФ хотят это делать, потому что не ощущают посыл с федерального уровня.

Главная задача — не усложнять этот закон, потому что один документ не может решить всех проблем, связанных с этим явлением социально-экономической жизни, считает управляющий директор управления по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Феоктистова. Она считает, что в законопроекте нельзя говорить лишь о «социально значимых услугах», потому что социальные предприниматели также занимаются и производством. Кроме того, подчеркнула Феоктистова, любой легальный бизнес – это общественно-полезная деятельность, поэтому в тексте документа стоит говорить именно о решении социальных проблем – это могло бы отчетливо определить специфику социального предпринимательства.

По итогам «нулевого» чтения будет подготовлена официальная позиция Общественной палаты РФ, которая будет представлена в Минэкономразвития. Ранее министерство составило рейтинг регионов по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций на рынок социальных услуг и внедрения конкурентных способов оказания госуслуг в социальной сфере.

источник