«Заявить о себе еще раз»: как НКО найти свое место в нацпроектах
Зачем НКО участвовать в реализации национальных проектов и как это можно сделать? Об этом говорили на второй встрече GR-клуба для НКО.
Национальные проекты — это проекты федерального масштаба, которые должны повысить уровень жизни людей. Первые четыре нацпроекта — «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса» — начали осуществлять еще в 2006 году.
Сейчас в России реализуется 14 нацпроектов. В каждом выделены приоритетные направления. Например, в нацпроекте «Здоровье» это борьба с онкозаболеваниями, здоровье детей, подготовка врачей и другие.
Партнерами национальных проектов могут стать бизнес и НКО.
«Национальные приоритеты» и их «Оскар»
В 2019 году правительство учредило АНО «Национальные приоритеты». Оно распространяет информацию о нацпроектах и ищет тех, кто готов к ним присоединиться.
«Наши герои – это неравнодушные и социально активные люди, бизнес и НКО. Мы хотим найти таких героев, вовлечь и на их примере показать, как можно участвовать в нацпроектах», – говорит Маргарита Середа, заместитель генерального директора «Национальных приоритетов» по партнерским проектам.
В том числе АНО составляет национальный рэнкинг компаний и организаций, участвующих в достижении национальных целей.
«Это наш «Оскар» для неравнодушных организаций, которые хотят принимать активное участие в жизни страны», – говорит Середа.
Как участвовать?
Чтобы попасть в рэнкинг, некоммерческая организация должна предложить проект, который соответствует теме и приоритетным направлениям нацпроекта, или совместно с «Национальными приоритетами» вести программу, направленную на популяризацию нацпроектов.
Все заявки оценивают, смотрят на масштаб организации и проекта. Организаторы обещают рассмотреть анкету в течение двух недель и дать обратную связь: подходит проект НКО для участия или нет.
«У нас одно ограничение: организация не должна быть образована государством. Мы хотим привлечь и осветить работу тех, кто существует за счет бизнеса или частных пожертвований», – отмечает Середа.
Если есть сомнения и вопросы, можно написать организаторам лично.
Зачем это нужно НКО?
PR, GR и контакты с социально ориентированным бизнесом – это основные преимущества, которые получают НКО, участвуя в нацпроектах.
«Финансирование участия в реализации нацпроектов предусмотрено, но его выделяют ведомства», – говорит Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации.
Участники рэнкинга получают статус «Партнер национальных проектов». Для организаций это возможность заявить о своей работе на государственном уровне, тиражировать практики и получить признание.
АНО «Национальные приоритеты» предлагает НКО разные способы продвижения: реклама, публикации в СМИ и интернете, работа с блогерами. Планируется, что к 2030 году более 75% россиян будут знать о нацпроектах, а значит, и о работе НКО, которые стали их партнерами.
«А еще работа с нами дает НКО преимущество при получении грантов. Потому что мы можем обеспечить общественный резонанс за счет наших ресурсов», – объясняет Середа.
Опыт других организаций
В 2020 году Фонд «ОРБИ» решил присоединиться к нацпроекту «Демография» и подал заявку на участие в отборе лучших практик активного долголетия. Организация предложила свою горячую линию помощи после инсульта: больше половины звонков на нее поступает от людей старшего возраста.
Проект прошел отбор и получил поддержку «Национальных приоритетов». Организация помогла фонду снять образовательный ролик о признаках инсульта, который показали в шоу «Найти за 90 секунд».
«Никогда у нас, маленькой организации, не было шанса рассказать о симптомах инсульта такой большой аудитории. НКО важно смотреть не только на финансирование, но и видеть другие возможности», – говорит Екатерина Милова, директор по развитию Фонда «ОРБИ».
Совместно с движением «Волонтеры-медики» и Национальным медицинским исследовательским центром онкологии им. Н.Н. Блохина АНО «Национальные приоритеты» была организована серия встреч для сотрудников компаний. Волонтеры и врачи рассказывали об онкологических заболеваниях, проводили скрининг.
Напомнить о себе
Игорь Шпицберг, руководитель центра «Наш солнечный мир», отмечает: многие НКО накопили экспертные возможности, которые можно использовать при планировании национальных проектов. Но этот опыт часто не замечают.
Как реализовать опыт организации в планировании нацпроектов и можно ли участвовать в уже существующих программах – актуальный для опытных НКО вопрос.
«Наша задача – дать вам площадку и поддержку, чтобы вы заявили о себе еще раз. Мы не принимаем решения, какие НКО привлечь к реализации и планированию. Но через нас можно высветить НКО и ее технологии, чтобы правительство обратило на нее внимание», – отмечает Маргарита Середа.
GR-клуб для НКО – часть проекта «PROдвижение НКО Москвы» Агентства социальной информации при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы. В дальнейшем в нем продолжат обсуждать практики и проблемы взаимодействия НКО и города.
Источник: АСИ