Актуальные юридические риски для СМИ и НКО — обзор медиаюриста

12 ноября 2024 года

Медиаюрист Светлана Кузеванова рассказала о законодательных нововведениях за последний год, которые касаются СМИ и некоммерческих организаций.

Лекция Светланы Кузевановой «Правовые риски в ежедневной работе редакций СМИ и НКО: новое и актуальное» прошла в онлайн-формате в ходе конференции по социальной журналистике «Медиа/НКО}профи». Медиаюрист рассказала об инициативах и запретах, которые ждут в ближайшем будущем всех пользователей интернета.

Запрет на рекламу иноагентов

Эксперт рассказала подробнее о запрете на рекламу информационных ресурсов иностранных агентов и о запрете на размещение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов. Светлана Кузеванова подчеркнула, что нужно смотреть информацию об иностранных агентах, экстремистских организациях и нежелательных организациях только в первоисточниках. Есть много разных сервисов, сайтов и ботов, которые лишь дублируют данные и не всегда корректно.

«Бот ни за что отвечать не будет, а вы будете», — говорит эксперт.

Поэтому важно всегда смотреть первоисточник и своевременно актуализировать данные о тех, кто попадает в реестр иноагентов и какие у них ресурсы. Вся информация есть на сайте Минюста.

Понятие «информационный ресурс», предупреждает юрист, достаточно широкое. И в реестре может не быть того или иного сайта, канала или страницы. Поэтому рекомендуется максимально подробно посмотреть все источники информации, которые так или иначе могут относиться к иностранному агенту. 

За нарушения этого запрета для редакций СМИ, не для НКО, Роскомнадзор может выдать предупреждение. А два предупреждения в течение года дают право ведомству выступить с иском о прекращении деятельности СМИ.

«Важно не ставить знак равенства между информресурсом и самим иностранным агентом. Потому что реклама агента или реклама его проектов — книг или фильмов — не одно и то же. Не все то, что делают иностранные агенты, автоматически подпадает под запрет к рекламированию. Только информационные ресурсы — то, что в сети интернет. Это: сайты, соцсети, мобильные приложения», — подчеркнула эксперт. 

Запрет на рекламу в запрещенных соцсетях 

В скором времени в законодательстве РФ появится новый запрет — запрет на рекламу в запрещенных соцсетях. Такой «регуляторный топор», как заявляют депутаты, направлен прежде всего на блогеров, которые до сих пор продолжают свою деятельность в этих запрещенных соцсетях и не переходят на российские аналоги. 

«Когда обсуждали инициативу, речь шла только о запрете размещения рекламы в запрещенных соцсетях. То есть запрещено горизонтальное рекламирование: когда компании платят блогерам, инфлюенсерам или медиа за то, что они размещают рекламу в запрещенных соцсетях. Сейчас этого запрета нет. Но, увидев проект закона, мы поняли, что этим все не ограничилось», — поделилась медиаюрист. 

Юристов сильно удивил тот факт, что в документе говорится о запрете на размещение рекламы на любых ресурсах, доступ к которым ограничен. А в России таких ресурсов много, говорит эксперт. Часто происходит так, что контролирующее надзорное ведомство не устраивает, например, какая-то одна статья. А ресурс использует безопасный протокол, поэтому оператор связи не может блокировать только одну статью и блокирует сайт целиком. Вот этот сайт теперь может лишиться возможности навсегда размещать у себя рекламу. Но пока закон не принят и, возможно, депутаты еще внесут какие-то корректировки, полагает Светлана Кузеванова. 

Регистрация блогеров 

Еще один закон, который вступил в силу 1 ноября, регулирует процесс распространения информации как профессиональными участниками рынка — СМИ, так и обычными пользователями сети. Он касается любых пользователей персональных страниц в любых соцсетях. Под пользователями подразумеваются не только частные лица, но и бизнес-аккаунты, НКО, предприниматели. Все, у кого более 10 тысяч подписчиков на одной странице определенной соцсети. Количество подписчиков не суммируется в разных соцсетях. И учитываются только соцсети, которые состоят в реестре. Их 13 (на ноябрь 2024 года).

«Как только аккаунт достиг 10 тысяч, нужно подать документы в Роскомнадзор в течение 10 дней. Даже если у вас снизится количество подписчиков, вы будете в этой системе», — говорит Светлана Кузеванова.

После того как блогер, компания, СМИ, НКО или сообщество предоставит данные о себе, у Роскомнадзора будет семь дней на проверку достоверности этих данных. После внесения в реестр ведомство в течение трех дней должно сообщить владельцам страницы в соцсети об этом.

Сейчас заявления принимаются с 1 ноября 2024 года по 1 января 2025 года. А те, кто достигнут 10 тысяч подписчиков после 1 января 2025 года, должны будут подать заявление в течение 10 дней.

Процесс подачи документов

Предполагается, что владелец должен предоставить наименование канала и ссылку, позволяющую идентифицировать канал. Если владельцем страницы является физическое лицо, то оно должно предоставить телефон, почту, с которых заведена страница и которая используется при поддержании и ведении.

Компаниям нужно предоставить полное и краткое наименование, организационную форму, ОГРН, а также контактные данные создателя, владельца и всех лиц, которые администрируют страницу. Если владелец страницы, который работает на русскоговорящую аудиторию, иностранец, то ему все равно придется включиться в этот перечень. 

Как только Роскомнадзор примет решение о включении конкретной страницы в перечень, ее владелец обязан поставить специальный знак в описании своего аккаунта или рядом с названием. Это будет знак «А+» — такая верификация. Помимо значка, будет строчка «включена в перечень персональных страниц Роскомнадзора», эта фраза должна быть с активной гиперссылкой на перечень. 

Невыполнение требований

Те, кто имеет 10 тысяч подписчиков, но не подаст заявление о включении в реестр, будут не вправе размещать рекламу и публиковать какие-либо предложения о финансировании своего канала.

«Если пришла компания и захотела разместить рекламу в телеграм-канале, который по какой-то причине не включился в этот перечень, ответственность будет на рекламораспространителе. Потому что ему нужно было обязательно включиться в перечень, и, соответственно, если он этого не сделал, он лишается возможности размещать рекламу», — предупреждает медиаюрист.

И также тем, кто должен был включиться в перечень, но не включился, запрещено репостить информацию из каналов, которые должны были включиться, но тоже не включились. Здесь уже присутствует обоюдная ответственность. Однако запрет на распространение информации из таких каналов ложится на абсолютно любых пользователей. Причем распространением информации считается не только репост, но и любое упоминание канала.

«На мой профессиональный взгляд, та цель, которую ставили перед собой законодатели, будет с трудом достигаться. Анонимных не испугают ни блокировки, ни запрет на рекламу. А нагрузка снова ляжет на тех, кто и так работал, не скрываясь», — говорит медиаюрист. 

Чайлдфри

И еще об одном важном для всех законопроекте, который пока только рассматривается (уже рассмотрен на момент публикации на нашем сайте - прим. ред. сайта), — это запрет на пропаганду чайлдфри. Депутаты хотят запретить в целом пропаганду отказа от деторождения.

«Несмотря на то что большое количество депутатов выступают с разными комментариями — «не надо демонизировать», «никто не будет вас наказывать, если скажете, что не хотите иметь детей», — запрет будет касаться именно пропаганды. Но мы-то с вами знаем, что применение любых норм законодательств, где есть слово “пропаганда”, всегда максимально широкое», — подчеркнула медиаюрист.

При этом ответственность за пропаганду чайлдфри — это очень высокие штрафы. Потому что это нарушение будет включено в статью, которая запрещает пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, пропаганду смены пола, педофилии.

Авторское право на фото

И в завершение лекции Светлана Кузеванова напомнила о рисках использования авторских фотографий, с которыми встречаются сейчас медиа и НКО. В частности, многие думают, что фотоархив организации принадлежит этой организации. Но это не всегда так.

Произведения сотрудников, которые работают по трудовым договорам, законно попадают в архив организации. Но тут важно знать: если человек выполнил работу четко по трудовому договору, тогда весь материал принадлежит организации. Но в этом есть нюансы. Сотрудники могут выполнять работу, которая трудовым договором не предусмотрена. А это означает, что режим служебного произведения в отношении таких фото или видео у редакции или НКО не проявляется. И человек после увольнения может потребовать компенсацию за фото.

Людям, которые работают вне штата, часто платят за фотосъемку, не заключают договоры и не приобретают права так, как это нужно по закону.

«Тут редакции не имеет прав на использование этих фотографий. Хотя все думают, что если заплатили за работу, то у них эти фото в собственности», — говорит Светлана Кузеванова.

Даже передача фотографий в собственность не равнозначна передаче права использования, предупреждает эксперт. Право на фото переходит, только если есть письменная договоренность с фотографом. При этом каждое фото нужно идентифицировать. 

Если срок не оговорен, то считается, что фото передается на пять лет. Если используется фото в интернете, то нужно, чтобы права на использование были не только на территории России, но и всех зарубежных стран. И очень важно проговорить, что хотите использовать фото безвозмездно. Если этого не будет, у фотографа появляется право взять за это в будущем дополнительные деньги.  

Организаторы конференции — Агентство социальной информации и Центр «Благосфера». Конференция проводится при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Фонда президентских грантов (проект «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Конференция традиционно приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, который отмечается 24 октября. В 2024 году АСИ исполняется 30 лет.

Агентство социальной информации — ведущая экспертная организация российского некоммерческого сектора и профессиональное информагентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив. АСИ оказывает информационную поддержку социально значимым проектам, проводит просветительские кампании, развивает медиапартнерство.

Источник: https://asi.org.ru/2024/11/11/aktualnye-riski-dlya-smi-i-nko/ 

Новостная лента формируется в рамках работы ресурсного центра Группы НКО "Гарант"