Интересное в секторе - материал Агентства Социальной Информации: Оценить неоценимое: можно ли измерить волонтерский вклад
Участие волонтеров — бесценно, но все же НКО нужно уметь реально оценивать их вклад в свою деятельность. Как это делать?
«Участие волонтеров в работе любой организации — это уже своего рода показатель ее эффективности, — говорит Ольга Дроздова, руководитель проектов Агентства социальной информации. — Люди приходят, потому что понимают смысл своего вклада и видят какой-то результат».
Как организации оценивать эффективность работы самих волонтеров и взаимодействия с ними, обсуждали участники встречи «Труд и вклад волонтеров: как оценивать и “возвращать” результаты волонтерам».
Два инструмента для оценки
«НКО все время должны предъявлять доказательства, что делают что-то такое, от чего меняется жизнь людей», — говорит Ольга Дроздова. Этого от них ждут доноры, грантодатели и другие участники процесса. И некоммерческий сектор учится все лучше оценивать и представлять количественные и качественные результаты своей работы. Но оценка нужна не только грантодателям, желающим отследить путь денег, но и самой НКО, и не только в финансовых вопросах. Она помогает понять, все ли происходит правильно, и выбрать вектор дальнейшего движения.
«Дайте нам готовую методику — это не про оценку», — сразу говорит Наталья Кошелева, исполнительный директор Ассоциации специалистов по оценке программ и проектов в социальной сфере. Но есть инструменты, которые можно использовать и настраивать под свои запросы, чтобы видеть более полную картину.
«Здесь я хотела бы обратить внимание: часто вижу, что люди не рассматривают информированность потенциального волонтера о проекте как результат, а начинают оценку с того момента, когда он уже включился, — отмечает Наталья Кошелева. — Но на самом деле привлечение — это большой блок работы, и ее результаты тоже бывает полезно оценить».
Измерить результат помогают оценочные шкалы, которые также каждая организация подбирает под свои интересы и условия. Шкалы могут быть количественными — например, число прибывших или выбывших волонтеров, затраченных ими часов или проведенных мероприятий, а также качественными — например, маркеры немедленного, среднесрочного и долгосрочного результатов или результатов, которые организаторы ожидают, будут рады и даже будут счастливы получить.
«Два благословения» волонтерских практик
Определять, что именно изучать и оценивать, лучше всего на командном мозговом штурме. «Это все очень интересно и можно углубляться куда угодно, но, учитывая, что мы в некоммерческом секторе существуем в условиях нехватки времени и средств, думаю, есть какой-то базовый минимум, который позволяет работать, — говорит эксперт. — Больше информации — это всегда больше ресурсов на сбор, обработку, но не всегда больше пользы».
Момент, на который все же стоит обратить внимание, — это составление процессной диаграммы не только с точки зрения управления, но и с точки зрения самого волонтера, чтобы понимать, что с ним происходит на его пути.
«Волонтеры позволяют НКО реализовать свои идеи, увеличивая объем помощи, улучшая качество и принося больше пользы благополучателям, — говорит Наталья Кошелева. — Но оно также позволяет самим людям реализовывать свои потребности.
”Убить двух зайцев” не очень благородно звучит, мне больше нравится говорить про ”двойное благословение”, когда мы не только используем волонтеров как ресурс, но и им даем возможность сделать небольшую инвестицию, свой вклад во что-то большее. Поэтому важно рассматривать работу с волонтерами с двух ракурсов и оценивать оба аспекта».
Часы, рубли, смыслы — в чем считать волонтерский вклад?
Определить и подсчитать объем волонтерской помощи не всегда просто — вряд ли стоит от людей, добровольно приходящих помогать, требовать заполнять табели времени, вести отчеты, фиксировать приход и уход и так далее. Но еще сложнее бывает понять, насколько объем помощи весомый и значимый.
«Лет 10 назад было популярно считать стоимость часа работы волонтеров, то есть сколько бы это стоило, если бы этих людей нанимали, — рассказывает Наталья Кошелева. — Но есть и другой подход в социальных проектах — пересчитывать часы не в деньги, а соотносить их со временем, затраченным координаторами и сотрудниками организации, которые работают с волонтерами».
При использовании и того, и другого подходов быстро выясняется, что в большинстве случаев сэкономить на волонтерстве не получится, считает Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы».
«Мы неоднократно пытались переводить часы в рубли, — рассказывает он, — и результат может вызывать реакцию: ”Проще найти деньги, нанять 25 аниматоров, и они сделают все то, что сделали ваши 400 волонтеров”. Но в том-то и дело, что за этим скрывается какая-то невидимая штука, связанная с вовлеченностью, человеческими отношениями, смыслами. Ребенок в больнице любит аниматоров, но иногда ему лучше провести час времени даже просто молча с человеком, который пришел по зову сердца».
Кроме того, некоммерческий сектор часто берется за те проблемы, которые не решает стандартизированный государственный подход. И тот фактор, что НКО со своими волонтерами оказываются в нужном месте в нужное время, вряд ли можно перевести в какие-то числовые показатели.
«А поговорить?», или Цели — далекие и близкие
Изменения в жизни благополучателей — основной показатель эффективности работы волонтеров. А как понять, что происходит с ними самими при этом? Для отслеживания волонтерского трека можно использовать наблюдение, анкетирование, но лучше всего работает групповое обсуждение по итогам какого-то мероприятия или этапа работы. Такие встречи — ненавязчивая оценка, включающая также нужные самим участникам рефлексию, обратную связь, фиксацию опыта.
«Бывает, программа три года шла, а с волонтерами никто не говорил, и у них накопилось, им важно проговорить свой опыт, — рассказывает Наталья Кошелева. — При этом у них могут быть совершенно разные смыслы и видение, и групповое обсуждение позволяет организаторам получить много информации и многое понять о своем проекте. То есть это такой взаимообмен».
Волонтеру важно дать увидеть себя и свою роль в процессе, ему нужно понимать свои задачи и видеть конкретные результаты. Но помимо этого, считает эксперт, полезно бывает показать и то, что находится за горизонтом планирования проекта, то есть некие глобальные цели (или даже цели устойчивого развития, разработанные ООН).
«В одном проекте детям прививали любовь к чтению и горизонт видения был — хорошо, что дети читают, — рассказывает она. — Но исследования показывают также: читающие дети во взрослом возрасте более социально успешны. Такие моменты сложно отслеживать, но в этом и красота социальной сферы, что она позволяет человеку переходить на какую-то другую жизненную траекторию, а изменения в его жизни могут происходить все дальше и дальше».
Впрочем, что касается волонтерского взгляда на глобальные цели, кому-то они могут показаться эфемерными, считает Юрий Белановский. А вот то, что конкретные дети за месяц определенное количество раз погуляли на улице, может быть более понятной историей.
Просто взять и перенести бизнес-подход в плоскость социальной помощи и волонтерства не получится, считает Ольга Илюхина, начальник управления содействию занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Помимо цифр, необходимо обратить внимание и на другие немаловажные факторы: «А кто снимал с общества воспитательную функцию? — рассуждает она. — А новые компетенции, общение, дружба, которые приобретаются в волонтерском сообществе? Как это посчитать? И нужно ли?»
«Здесь, наверное, еще и с нами как с представителями государства надо поработать и нам еще поучиться правильно делать социальный заказ, — говорит Ольга Илюхина. — Может быть, мы тоже еще не готовы и нам общество что-то подскажет».
«Как господин Журден однажды узнал, что говорит прозой, — подчеркивает Наталья Кошелева, — так и оценка — это то, что каждый из нас делает постоянно в повседневной жизни». Ее обсуждение как элемента управленческого цикла делает работу более осмысленной. И даже если сейчас нет ответов на многие вопросы, важно уже то, что идет разговор и поиск реперных точек.
Источник: https://asi.org.ru/2025/04/16/oczenit-neoczenimoe-mozhno-li-izmerit-volonterskij-vklad/