Почему из Госдумы отозвали законопроект о заочном голосовании НКО
Поправки должны были действовать до 2021 года и касались всей исключительной компетенции высшего органа организации.
В Госдуме на этой неделе сняли с рассмотрения законопроект о заочном проведении заседаний высшего органа управления НКО. Поправки, которые содержались в отозванном проекте, должны были действовать до 2021 года включительно и касались всей исключительной компетенции высшего органа организации.
Почему могли отозвать законопроект
По мнению председателя совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарьи Милославской, авторы законопроекта отозвали его, во-первых, потому что проблема с заочным принятием решений для НКО на 2020-й год частично решена. Во-вторых, возможно, авторы хотели бы уточнить саму процедуру.
«У НКО нет особого порядка и специальной процедуры проведения заочных заседаний и нет практики, если не считать, например, ТСЖ, где такой порядок успешно применяется. В случае отсутствия правил может быть много спорных решений, принятых путем заочного голосования, которые потом могут быть признаны недействительными. Минюсту будет сложно дать оценку достоверности результатов заочного голосования, я уже не говорю о необходимости правильного оформления таких протоколов», — говорит Милославская.
В связи с этим, по ее мнению, возможны ситуации, при которых принятое решение — например, о смене руководителя — не приведет к необходимым для организации изменениям в ЕГРЮЛ. «Думаю, что и людям, которые будут принимать участие в заочном голосовании, тоже не очень понятен порядок», — добавила эксперт.
Голосовать заочно в 2020 все равно можно
Вместе с тем в июне был принят закон, позволяющий НКО принимать решения заочно – но только в течение 2020 года. Одобренные поправки касаются голосования по двум вопросам: формирования высшего органа и назначения аудиторской организации.
Действие закона могут продлить
Милославская полагает, что Минюст не отказывается полностью от идеи проведения очных, но дистанционных (онлайн) заседаний — например, через специальную программу, в которой можно точно идентифицировать участников заседания. А вот людей, которые участвуют в заочной процедуре, идентифицировать не всегда возможно.
«В середине марта, понимая, с какими трудностями могут столкнуться многие организации [из-за пандемии], мы направили в Минюст письмо с вопросом о законности проведения заседаний высшего органа управления НКО дистанционно. Мы получили ответ, что проводить дистанционные заседания можно. Но [это] письмо, конечно, не является нормативным актом и даже его официальным разъяснением», — рассказывает Милославская.
По ее мнению, действие закона, разрешающего заочное голосование, вполне могут продлить и на последующие годы — или в случае необходимости, или если такая форма приживется.
«Наверное, в 2020-м году будет видно, куда пойдет практика, не будет ли по этому поводу судебных дел. Ведь могут быть ситуации, когда человека, [который должен проголосовать], не известили, или его письмо не дошло, или – еще хуже – за него кто-то расписался в соответствующей форме. А решения по назначению аудитора, а тем более о смене руководителя — достаточно серьезные и могут иметь плачевные последствия», — говорит эксперт.
Источник - Агентство социальной информации