Спасибо за помощь: какие льготы даёт благотворительность
Благотворительность может эффективно развиваться не только, если будут созданы все условия для работы НКО, но и при государственном признании и поощрении благотворителей. Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев разобрался, как устроены льготы и привилегии для бизнеса и людей, участвующих в благотворительности.
Частичный учет пожертвований как расходов при налогообложении
С 2020 года действует главная льгота, которая предоставляет компаниям право включать пожертвования в состав внереализационных расходов, но в размере, не превышающем 1% выручки (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
На 2021 год действует два реестра благополучателей — НКО, пожертвования которым можно учесть в составе расходов:
- реестр социально ориентированных некоммерческих организаций;
- реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Также льгота распространяется на пожертвования централизованным религиозным организациям, их подразделениям и дочерним некоммерческим организациям.
При этом с 1 января 2022 года будет действовать только один реестр социально ориентированных НКО. Для включения в него необходимо соответствовать одному из критериев:
- один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр быть получателем грантов Фонда президентских грантов, субсидий или грантов по программам федеральных, региональных или местных органов власти;
- быть исполнителем общественно полезных услуг;
- быть поставщиком социальных услуг;
- быть частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;
- быть благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном порядке, и не иметь пропусков в сдаче отчетности в Минюст России за предыдущие 2 года;
- быть получателем имущественной поддержки от федеральных, региональных или местных органов власти на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.
Но и это не всё: если НКО не соответствует ни одному из критериев, она может быть включена в реестр по решению региональных органов власти, но не более чем на 3 года.
Особенность льготы обусловлена тем, что воспользоваться ей могут лишь компании, находящиеся на общей системе налогообложения, то есть преимущественно — крупный бизнес. Тем не менее, как отметила заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова, за 1 полугодие 2021 года уже 53 компании заявили о расходах на благотворительность в размере 8 млрд рублей и получили льготу в 1,6 млрд рублей.
Для того, чтобы применить льготу необходимо проверить наличие НКО, которым была предоставлена финансовая поддержка, в реестре. Затем во время составления налоговой декларации по налогу на прибыль организации включить сумму пожертвований в состав внереализационных расходов (но в размере, не превышающем 1% выручки от реализации согласно статье 249 НК РФ).
Инвестиционный налоговый вычет
Налоговый кодекс позволяет региональным властям установить возможность для налогоплательщиков уменьшить ту часть суммы налога на прибыль, которая подлежит зачислению в бюджет регионов, на наиболее значимые расходы. То есть сделать инвестиционный налоговый вычет.
На 2021 год налоговая ставка по налогу на прибыль — 20 %. Из них 3% зачисляются в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. При этом действует предельный размер вычета, который определяется индивидуально в регионе, но при условии, что налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет региона, после применения вычета не может быть меньше 5%.
В частности, органы региональные власти могут предусмотреть, что инвестиционный налоговый вычет будет 100% или менее суммы расходов в виде пожертвований государственным и муниципальным учреждениям в области культуры, а также НКО — на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
Но не на другие цели!
Но при использовании вычета есть определенные нюансы: отсутствует право начислять амортизацию и применять амортизационную премию, величина вычета не может превышать предельную величину, а решение о его применении или неприменении утверждается налогоплательщиком в учетной политике и не может быть изменено в течение трех лет, если иное не предусмотрено региональным законом. Кроме этого, регионы могут установить дополнительные ограничения для применения вычета.
По информации Департамента налогов и права Deloitte, на 20 августа решение о введении на своей территории инвестиционного вычета приняли 59 регионов. При этом вычет в отношении пожертвований учреждениям в области культуры применяется лишь в семи регионах: Приморском крае, Республике Башкортостан, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Челябинской областях. Поэтому, если компания совершала пожертвования указанным учреждениям и имеет место нахождения в одном из перечисленных регионов, стоит открыть закон о налоговом вычете и оценить условия, порядок и целесообразность его применения.
Социальная реклама
Помогать НКО можно не только деньгами или иным имуществом, но и путем производства или распространения социальной рекламы. Согласно статье 3 Закона о рекламе, социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей.
При этом в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках, моделях, артикулах, товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением, в частности, социально ориентированных НКО и лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Государство поощряет распространение социальной рекламы, поэтому в Налоговом кодексе предусмотрены следующие льготы:
НДС — не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы (пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Налог на прибыль — расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы можно учесть в составе прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Социальный налоговый вычет для граждан
Ограниченный характер мер поддержки, доступный не всем компаниям, приводит к тому, что их собственники нередко предпочитают лично совершать пожертвования — с зарплаты, доходов от продажи имущества или сдачи имущества в аренду.
Так можно претендовать на социальный налоговый вычет. Благодаря ему можно уменьшить те доходы, которые облагаются НДФЛ 13%, кроме дивидендов, доходов по операциям с ценными бумагами и других.
Вычет предоставляется в сумме, направленной гражданином в течение года в виде пожертвований следующим благополучателям:
- благотворительным организациям;
- социально ориентированным НКО на осуществление ими уставной деятельности;
- НКО в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
- НКО на формирование или пополнение целевого капитала.
При этом нужно учитывать, что вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Так, собственник бизнеса при заработной плате (но не дивидендов) 4 миллиона рублей в год может пожертвовать благотворительной организации 1 миллион рублей. В этом случае он может вернуть себе НДФЛ, который бюджет получил с его дохода в этой части, то есть 13% — 130 тысяч рублей, но при соблюдении изложенных выше условий.
Чтобы получить вычет необходимо собрать и направить в налоговую инспекцию следующий комплект документов:
- заполненную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ по окончании года, в котором совершалось пожертвование;
- справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ;
- копии документов, подтверждающих перечисление налогоплательщиком денежных средств на благотворительность: платежное поручение, договор пожертвования, справка от благотворительной или некоммерческой организации или иные.
Подать документы можно через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.
Нематериальные преференции для благотворителей
Меры поощрения благотворителей носят не только имущественный характер. Так, государственным организациям социального характера, а также закрепленным за ними объектам недвижимости могут быть присвоены имена благотворителей — это регулируется постановлением правительства России от 31.01.2007 N 57. Указанный порядок распространяется на научные и образовательные организации, учреждения здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также на закрепленные за ними объекты недвижимости, которым ранее еще не были присвоены имена выдающихся деятелей.
Для присвоения имени необходимо, чтобы благотворитель (гражданин или компания) осуществлял пожертвования на постоянной и долговременной основе (не менее 5 лет). А общая стоимость пожертвований должна быть не менее объемов бюджетного (государственного) финансирования учреждения или объекта недвижимого имущества за соответствующий период. Решения о присвоении имени принимает правительство на основании рекомендаций межведомственной комиссии по вопросам поощрения благотворительной деятельности. При этом с инициативой могут выступать как сами учреждения, так и общероссийские общественные объединения.
Регионы и местные власти могут устанавливать свой порядок присвоения имен в отношении подведомственных им организаций и их собственности. Так, в столице принято постановление правительства Москвы от 25.04.2012 N 181-ПП, которое предусматривает порядок присвоения имен государственных или общественных деятелей, благотворителей организациям и объектам собственности города. Согласно документу, благотворителями можно считать лиц (граждан или компании), внесших исторический вклад в развитие и укрепление государства и общества, социально-экономическое развитие Москвы либо принесшие городу мировую и (или) всероссийскую славу в благотворительной деятельности.
Имена благотворителей присваиваются по истечении 5 лет со дня их смерти, за исключением случаев, когда такое присвоение рекомендовано президентом России или мэром Москвы. Решения о присвоении имен принимаются органами исполнительной власти столицы — учредителями организаций либо собственниками имущества с учетом заключения создаваемой правительством Москвы городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города.
Источник: эл. журнал Фиоантроп