Что такое "Групповая динамика в тренинге" и как с ней работать?

19 сентября 2022 года

Один из основных прием «Школы тренеров» погружение в тему со стороны и тренера, и со стороны участника – это фишка сохранилась и в работе с групповой динамикой, более того, основой работы стало понимание  динамики собственной группы. Вместе с экспертами участники прошли несколько упражнений, в которых смогли увидеть, как рождается внутренняя динамика тренинга, и как позволить этому процессу - быть.

Для справки:

Тренинг по групповой динамике собрал 21 специалиста и двух тренеров.

Экспертами выступили:

Марина Михайлова: Стаж работы в некоммерческом секторе 26 лет. Опыт разработки и продвижения новых проектов, практика управленческого консультирования и проведения оценки социальных программ и проектов. Сертифицированный тренер по Process Communications Model. Провела более 1000 тренингов для НКО и бизнес структур по различным аспектам деятельности социальных организаций.

Юлия Силичева: тренер и коуч с опытом  разработки авторских программ и организационно-консультационных сессий для менеджеров. Является автором лидерской концепт-программы «Этажи» для менеджеров Executive Level и одним из со-ведущих уникальной тренерской программы «Spices».

Участники Школы – тренеры из разных уголков России, были отобраны в результате конкурсного отбора, среди них люди с большим опытом, в том числе – федерального уровня, и молодые тренеры, работающие с НКО и инициативными командами в своих регионах. География Школы – от Коноши и Боготола, до Москвы и Санкт-Петербурга.

Несмотря на разницу «весовых категорий», каждый из участников считал, что тренинг ему необходим.

Школа длилась три дня: с 12 сентября по 14 сентября. Местом проведения стала "Точка кипения".

Первая часть тренинга была посвящена разнице между тренерскими позициями, которые позволяют или не позволяют появляться групповой динамике – внутренней энергии тренинга.

Юлия Силичева и участники вместе исследовали, как влияет на динамику пассионарность тренера и вера в идею, как работает экспертиза тренера, и как подступиться к такой парадигме отношений, которая позволяет, и добиваться цели тренинга, и проявляться его участникам.

Один из приемов, который делает тренера «человеком» и рождает отношения внутри группы  - это умение делиться не только знаниями, но и эмоциями и переживаниями, открывать свои границы. И принимать чужое.  

Это не самый безопасный и не легкий для тренера прием, пояснила Юлия Силичева, потому что необходимо «раздеваться» перед незнакомыми людьми, но это позволяет людям делать шаг навстречу.

Внутри групповой динамики нет запретов и ограничений, кроме базовых, конечно. Отказ от тренерских ограничений – это шаг, который заставляет тренера отказаться от части своей «власти» над группой, зато запускает внутреннюю энергию и позволяет участникам самостоятельно регулировать группу и себя в ней.

Еще одна позиция, о которой шла речь на тренинге – позиция «взрослого», то есть умение контролировать свое «хочу» и свои представления о «надо» и «должен». Такая позиция противопоставлена и позиции «ребенок», который оперирует только своими желаниями и эмоциями, и позиции «родителя», который оперирует своими представлениями о том, как должно быть правильно.

Такой подход помогает соблюдать баланс между задачей заказчика – его идеей, целью тренинга и гуманистическим подходом к участникам тренинга.

Много говорили о конфликте разных ценностей и людей, и рассматривали его решение с разных точек – идеологической, рациональной и отношенческой. Самое главное – не бояться появления  конфликта, поскольку именно в нем рождается динамика. Там, где нет столкновения, не появляется кинетической энергии участников.

А вот как работать с конфликтом – участники выясняли уже на собственном опыте, внутри упражнений. Во время игр, можно было увидеть – как появляются коалиции, как работает обмен эмоциями, понять, какими разными могут быть критерии безопасности и насильственности и у разных людей, и какими типами силы и влияния они могут пользовать. Заодно – понять, с какой скоростью ты попадаешь в разные ролевые модели и выбираешься из них.

Отзывы и аналитические размышления в социальных сетях у участников начались уже с первого дня, и продолжаются вместе с процессом рефлексии. Также уже во время тренинга участники начали планировать собственные занятия, в которых они будут работать с динамикой группы, так что свободного времени у тренера – Юлии Силичевой – было мало.

Но все тренеры в финале признали, что пережитый опыт – ценен, важен и нужен, и работать с групповой динамикой они будут.

Тренинг «Групповая динамика в тренинге» методического курса «Школы для тренеров некоммерческого сектора» - часть проекта «Сила вместе: ресурс для ресурсных центров». Проект придумал и реализует Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» при поддержке Фонда президентских грантов.